Если местный донор спонсировал это мероприятие - то это позорно. Позорно потому, что местные доноры никогда не спонсируют мероприятия посвященные памяти жертв азербайджанских и турецких зверств. А вот такое - пожалуйста. Не знаю о чем они там думают, но уверен, что никто из них не хочет быть зарубленным топором. Никто из этих доноров не хочет быть
(
Read more... )
Я попробую посмотреть на ситуацию под немного иным углом. Не хочу говорить шире, или Уже, но под другим.
Относительно примирения. Всем нам ясно, что рано или поздно оно должно состояться. Если рассуждать в категориях сегодняшнего дня, это случится, скорее, поздно, чем рано. Но кто-то (ту я не имею в виду армян или азербайджанцев, а, скорее, разные круги общества, люди, думающие по-разному), так вот, кто-то должен делать первые шаги. Я знаю Георгия Ваняна, и знаю, что он человек искренний. И если он делает некое мероприятие, то делает он его искренне. Не очень умно в данном случае. Это факт.
О параллельности -- да, согласен. Действительно, в этих процессах должна быть параллельность, иначе их просто не будет.
Об ответных шагах. Не знаю, имели ли вы возможность (или время, или желание) проследить ситуацию в 20 веке, связанную с Карабахом. В наиболее общих чертах ее можно выразить так: сторона, надежно владеющая Карабахом, более склонна к мирному взгляду на армяно-азербайджанские отношения. Во времена позднего СССР этой стороной был Азербайджан. Сейчас это Армения. У азербайджанцев -- комплекс проигравших. Но и у нас -- комплекс. Но победителей. Сопоставить эти комплексы очень сложно.
Великобритания. Вы думаете, что это Тони Кантор по поручению Форин Офиса вызвал к себе Ваняна и сказал: "Жора, вот тебе деньги. Мне нужно, чтобы ты сделал дни Азербайджана в блеяновской школе"? А потом, сидя в посольской резиденции, потирал руки, мерзско хихикая? Думаю, что на самом деле картина выглядит иначе. Ванян "родил" идею проведения такого мероприятия, написал proposal, разослал его в разные финансирующие организации. И в посольства. В фондах вздохнули, подумали: "Боже, опять этот Ванян", и написали вежливые письма отказа. В посольствах вздохнули, подумали: "Ну вот, опять хотят азербайджанцев позвать", и написали вежливые письма отказа. А Тони Кантор, которому до пенсии остается полтора месяца, а бюджет грантов еще не выбран, не глядя на суть проекта, подписал договор.
А в результате получилось, как всегда.
Но я все же вижу позитивный элемент во всем этом: мы стали обсуждать вопрос. Сам факт обсуждения позитивен. Правда, мне кажется, что этот Париж мессы не стоит и деньги можно было бы потратить с умом, но они уже потрачены. Поезд ушел. Да и Кантор уезжает...
Reply
Марк, я не против примирения.
И еще раз заметьте - я не против урегулирования этого конфликта, что предполагает уступки.
Я противник односторонности действий, хотя с оговоркой - я сторонник односторонних действий, буде появится уверенность в их действенности, как, например, в Косово.
А сейчас к сути.
Первые шаги должны делаться. Но должны делаться мудро и спокойно. Мудро - это даже не умно, Марк. Это что-то большее, что я затруднюсь изложить на словах. Если коротко - я бы воспринял любое слово о примирении от покойного Агаси Айвазяна. Георгий Ванян на мудрость не тянет. А на что тянет - я сказал комментом выше.
Хотя вот написал - и подумал, а на фига оно, это примирение. Не знаю. Противоречивость в моих мыслях о примирении налицо. Но мне понятно одно - то, что делает Ванян - это фарс. И грантоедство.
Мы зафиксировали наше согласие о параллельности - и я буду исходить из этого дальше.
Что же до ЮК - то, должен заметить, что я задумался бы над Вашими доводами, если бы не явная и конкретная тенденция посольства ЮК в Армении.
Утрированное объяснение действий посла не совсем для меня. Я знаком с тем, как такие вещи происходят, Марк.
В посольстве однозначно есть некий мемо, о том, какие именно программы им надо финансировать. В этом мемо написаны хорошие слова о поддержке мирных инициатив, народной дипломатии и прочем правозащитно-либерастическом шербете. На деле это сводится к следующему - обратись в посольство контора, с проектом вечера чтения стихов о Геноциде армян, на который должны быть приглашены поэты из-за рубежа - посольство эту программу отвергнет, по причине несоответствия миш@ну, описанному в упомянутом мемо. А Ванян получит бабки, потому что ему работничег посольства намекнет: "Дорогой Ванян, ты бы принес нам программу о народной дипломатии - деньги есть, да и миш@ну соответствует". И Ванян бегом эту программу принесет. С обязательным упоминанием либерастичного шербета.
И все бы хорошо, и не писал бы я об этом - если бы в этом злосчастном мемо была бы запись о параллельности такого рода программ.
А вот отсюда начинается когнитивный диссонанс: есть объяснение, почему в Азербайджане нет подобных программ?
Почему посольство ЮК в Азербайджане не печется о народной дипломатии и примирении?
Почему посол ЮК в Азербайджане не делает непопулярных заявлений?
И ответ на это есть - послу ЮК в Азербайджане позвонит главнокомандующий BP в Азербайджане, и вежливо намекнет, что его заявления создают для BP сложности.
Поэтому я Ваше объяснение не принимаю.
И приму его только тогда, когда в Азербайджане объявят дни Армении, и программу профинансирует Британское посольство.
Логично?
Reply
(The comment has been removed)
Я, лично, думаю, что Варяну и посольству ЮК это будет только на руку.
Reply
Reply
Но не срывать, а как-то интересно обгадить.
С издевкой и окончательно.
Reply
Reply
В том, что касается параллельности "дней" в Армении и Азербайджане, то тут я вижу ситуацию так, что там, в Азербайджане, просто нет людей, способных на "примиренческие" или "проармянские" шаги. Причем их нет, потому что общественная ситуация такова. А общественная ситуация такова (и тут я возвращаюсь к моему предыдущему аргументу), потому что есть комплекс проигравших и желание отомстить. У армян же этого желания сегодня нет -- основная мысль: "Карабах "наш", и этим решаются все вопросы". И, как мне кажется, эта разница в общественной ситуации и общественном понимании проблем играет очень большую роль. Больше, чем посольства и BP. Вы же настаиваете на том, что посольства и ВР -- важнее, чем общественная ситуация. И тут нам с вами не прийти к согласию, потому что нет инструментов, которые бы позволили измерить величину и важность всех этих факторов.
(Какая у нас длинная, объемная и серьезная переписка, однако!)
Reply
Если о примирении - то оно, по всей видимости, необходимо. Я затрудняюсь в определении удачных механизмов, но примирение необходимо.
Что же до посольства Великобритании, то при всем моем осознании необходимости примирения, я не приемлю заведомо мерзких методов. Которые посольство ЮК руками Ваняна продвигает.
А если дело дошло до невозможности параллельных шагов в направлении примирения, как говорите Вы, то однозначно - на фиг все эти разговоры. Иначе это промывка мозгов, а не примирение.
Вы говорите о комплексе победителя?
Вполне возможно, что Вы правы, но здесь есть важный момент: деятельностью Варянов нам пытаются привить иной комплекс - комплекс вины.
А я вины за собой не чувствую.
Кстати, зачем посольству ЮК прививать армянам комплекс вины?
Reply
А вот интересно: у вас все время опечатка -- Варян вместо Ваняна. К чему бы это? Овик бы обиделся:)
Reply
:)
Вы знаете, Марк, я может выскажу крамольную мысль - когда я езжу в Карабах - а это бывает довольно часто - я обязательно еду в Агдам, поднимаюсь на минарет, и радуюсь. Я буквально физически чувствую как из меня вытекают моя боль и грусть. За Ани, и "Акдамар". За старую Джугу, и Монтинское кладбище. Мертвый город - мое утешение. Дело моих рук и совести. Моя память и гордость.
Я агностик, но крестился в Гандзасаре. Именно по причине памяти и гордости.
Гордости за то, что он у нас остался.
И не будет во мне вины. И не будет сожаления. Я не знаю кто как, но я искренне верю в то, что убийцы армян должны видеть мертвый Агдам.
Знать и помнить.
Надолго.
Reply
Если вы пишете "Акдамар", то должны писать и "Аны", а не "Ани". Кстати, в том, что касается Ахтамара, то его восстановили лучше, чем многие армянские монастыри, восстановленные в СССР. Свидетельствую, так как сам бы там.
Смотрите, как интересно: те же самые реалии рождают у нас с вами разные эмоции, потому что я не думаю, что за трагедию, которую наши предки пережили в Турции, мы должны мстить азербайджанцам. Для меня это разные истории, разные проблемы. И это удивительно отчетливо видно отсюда, из-за границы. Я здесь общаюсь со многими выходцами из Турции, Кипра, Ливана... Для них Карабах -- пустой звук рядом с геноцидом. Но это проблема нашей национальной идентичности, а этих идентичностей у нас много.
Но я понимаю, что вы говорите, и понимаю, почему и как вы это говорите, ибо так же думают многие, в том числе многие мои друзья.
Reply
Ани пока турки не "реставрировали".
Отвечу серьезнее позже - должен бежать.
Reply
Reply
Я ответил: "Khndir unem havatatalu het...."
Ответ был гениальный: "Astvats qez kughghordi"
И начал обряд.....
Так о чем это я: за "Акдамар", Марк кто-то заплатит. Мне или моим детям. Или внукам. Память в старых нациях живет в крови. В генах.
Евреям пришлось 2000 лет ждать своего государства, и то как они относятся к своему государству - вызывает у меня зависть. То как они относятся к каждой еврейской жизни - вызывает у меня зависть.
Ну да ладно.
Для меня что турок, что азербайджанец, что русский нацист - одно. Они убивают меня за то, что я армянин. Поддерживают убийц меня. И не говорите что это отдельные упыри, а не все общество. Общественный институт - полиция - уничтожила документы о сотрудничестве с убийцами Гранта Динка. Азербайджанское общество не осуждает Рамиля Сафарова.
У меня есть одно подтверждение моей идентичности - убийца армянина должен сдохнуть. Вне зависимости от своей нации или гражданства. Иного я не вижу.
Иного языка сволочь не понимает.
Reply
Но, я думаю, мы с вами можем смириться с этой разницей. Вы вот меня натолкнули на идею написать о "грантососах" (или как их там называют). Завтра обязательно займусь. Если успею, конечно, потому что завтра я иду на огромный концерт по случаю 75-летия Би-би-си.
Ну а если не успею, то, значит, послезавтра.
Reply
Leave a comment