De architectura libri decem (лат., «Десять томов по архитектуре») - самый древний и единственный трактат по теории архитектуры, целиком дошедший до наших дней с дохристианских времен. Он посвящен римскому императору Августу. Считается, что его автором был военный инженер римской армии по имени Марк Витрувий Поллион.
Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.
Отсюда Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.
"Vetruvio architetto mette nelle sue opera d'architettura che le misure dell'omo…" " Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека..." Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.
В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:
- кисть составляет четыре пальца
- ступня составляет четыре кисти
- локоть составляет шесть кистей
- высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)
- шаг равняется четырём локтям
- размах человеческих рук равен его высоте
- расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
- расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
- расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
- максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
- расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
- расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
- длина руки составляет 2/5 его высоты
- расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
- расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
- длина ушей 1/3 длины лица.
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.
Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще всех встречается в искусстве. Она получила название "золотое сечение". Золотое сечение было известно ещё в древности. Так в книге II "Начал" Евклида оно применяется при построении пяти- и десятиугольников.
Золотое сечение в пятиконечной звезде
Сам термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру - самое совершенное творение вселенной - перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…
Вот формула золотого сечения, это пропорция с соотношением сторон примерно 1.618:
Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, но не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1: 2, 1: 3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.
А можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Можно, если "измерять" музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших сочинениях), часто на неё приходится кульминация. Это может быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное по фактуре место или самое звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.