Тутъ Ивановъ-Петровъ написалъ, что
въ экономикѣ деньги не важны. Какъ ни удивительно, далеко не всѣ комментаторы бросились ему объяснять, что всё наоборотъ и важнѣе денегъ ничего не бываетъ. А мнѣ это напомнило про мысль, которая давно уже вертится у меня въ головѣ - о томъ, чего мнѣ не хватаетъ въ экономическихъ теорiяхъ, о которыхъ мнѣ случалось что-то слышать или читать.
Мнѣ была бы интересна экономическая теорiя, которая принимаетъ въ качествѣ базовой вотъ какую ситуацiю. По нѣкоторому общему пространству (я даже не противъ называть его "рынкомъ") циркулируетъ множество людей, и всѣ они (буквально) не знаютъ, что имъ дѣлать. Грубо говоря, ищутъ, кто бы имъ сказалъ. Или ещё какого-нибудь намёка на отвѣтъ.
Реальная ситуацiя отличается отъ базовой: большинство людей, напримѣръ, гдѣ-нибудь работаютъ. То есть устроились такъ, что кто-то имъ регулярно говоритъ, что имъ дѣлать. Нѣкоторые какъ-то ещё находятъ отвѣтъ на этотъ вопросъ (напримѣръ, придумываютъ - якобы сами). Но въ цѣломъ ситуацiя всегда легко можетъ скатиться къ базовой (напримѣръ, если имярекъ потерялъ работу). И вышесказанный вопросъ - это базовый вопросъ.
Люди не только ищутъ отвѣтъ на базовый вопросъ, но и предлагаютъ (или транслируютъ) отвѣты (части отвѣтовъ) другимъ людямъ. У значительнаго числа людей работа примѣрно въ этомъ и состоитъ.
Это всё потому, что человѣкъ мало что можетъ въ одиночку. Люди должны строиться въ сложныя структуры. Пристроиться къ существующей структурѣ (или построить свою, какъ-то взаимодѣйствующую съ сосѣдними) - это и значитъ получить отвѣтъ на базовый вопросъ (что данному человѣку дѣлать).
(Деньги же - это составляющая принятаго въ нынѣшней экономикѣ типового способа доносить до людей и структуръ возможные отвѣты на базовый вопросъ, и тѣмъ самымъ пользоваться плодами работы другъ друга. Способъ этотъ - не единственный используемый и не единственный возможный. А анализъ экономики черезъ денежные потоки, по-моему, непрiемлемо обѣдняетъ возможности содержательнаго описанiя даже просто циркулирующихъ при этомъ отвѣтовъ на базовый вопросъ.)
Можно сказать, что главный экономическiй ресурсъ въ такомъ описанiи - информацiя. Но это довольно глупо (примѣрно какъ "языкъ - средство общенiя"). Не невѣрно, но неинтересно безъ тонны уточненiй - про что эта информацiя, какъ гуляетъ по системѣ, чѣмъ зашумлена и т. п. И какъ устроена система въ цѣломъ.
(Такая теорiя всего лишь предлагаетъ нѣкоторый языкъ для анализа эмпирической реальности и не задаётся вопросами типа "зачѣмъ всё это"; но вродѣ бы и не закрываетъ возможность такихъ вопросовъ - разумѣется, неизбѣжныхъ.)