evgenevg1: Этническая история,это история взаимодействия человека с конкретным вмещающим ландшафтом,необратимая деформация этого ландшафта
( Read more... )
Хорошо. Но я попробую продолжить линiю размежеванiя.
То, что говорю я, - на самомъ дѣлѣ очень близко къ очевидному и общепонятному.
Если смотрѣть на этносъ со стороны привязки къ конкретному ландшафту - есть очевидное противоречiе съ очевидно наблюдаемымъ. Русскiе на Кубани и русскiе на Колымѣ должны считаться представителями разныхъ этносовъ; русскiе и цыгане, живущiе въ одномъ ландшафтѣ - частями одного этноса. Это не соотвѣтствуетъ тому, какъ обычно понимаются этносы и ихъ границы.
Поэтому я бы настаивалъ, что слово "этносъ" лучше употреблять такъ, какъ употребляю его я.
Вы за этимъ слоемъ очевидности усматриваете иной слой, который представляется Вамъ (какъ я понялъ, среди прочаго) причиннымъ и болѣе фундаментальнымъ. Это нормальный ходъ, независимо отъ того, согласенъ ли я съ такимъ взглядомъ вообще и съ конкретными деталями въ частности. Но я хочу какъ-то обозначить, что слой - другой. Это не про очевидную этничность, и хорошо бы найти другое слово. Ну, напримѣръ, съ приставкой "мета-" - пусть будетъ "метаэтносъ", "метаэтничность" и т. п.
В моем представлении,ошибка в экстраполяции."Русский этнос"(кавычки-спорность,не однозначность)-это Волго-Окская "марка"(опять кавычки,но,применим ли термин "марка")"Остальное",после Ивана Четвертого-рассеяние,"русский разлив". Уже Урал-чужое,не говоря о Кубани.Взаимодействие с чужыми ландшафтам,уже Русский Север,много вопросов.Поэтому и трансформация Московского царства,вполне "этноцентричного",в империю-внешнее,относительно русского. этноса,управление.Мета-по смыслу "гумилевское" "суперэтнично".Может быть,более подходяще,"универсально","коммуникативно". Культурная преемственность возможно,но уж очень контаминированно религиозно,или псевдо-религиозно ,"православие". Припоминаю,как Анатолий Рыбаков,по "разнарядке",пытался "обосновать" преемство от "сколотов",и "антов".
Про "экстраполяцiю" у меня всё то же возраженiе - это не про очевидное и общепонятное. Альтернативный взглядъ требуетъ альтернативной терминологiи, иначе это выглядитъ какъ паранаука. "Суперэтносъ" - тоже про другое. "Мета-" (въ научныхъ терминахъ) означало исходно "по ту сторону" (въ частности, очевиднаго - какъ въ "метафизикѣ").
1. Термин "марка" применим лишь к пограничной территории. С кем граничило Волго-Окское междуречье? 2. Где точка отсчёта? Почему Волга с Окой, а не Днепр с Припятью? 3. Откуда следует, что русская экспансия - нечто внешнее, а, к примеру, китайская - нет? Потому что исследователю так удобнее? 4. Вы, случаем, Анатолия Рыбакова с Борисом не путаете?
То, что говорю я, - на самомъ дѣлѣ очень близко къ очевидному и общепонятному.
Если смотрѣть на этносъ со стороны привязки къ конкретному ландшафту - есть очевидное противоречiе съ очевидно наблюдаемымъ. Русскiе на Кубани и русскiе на Колымѣ должны считаться представителями разныхъ этносовъ; русскiе и цыгане, живущiе въ одномъ ландшафтѣ - частями одного этноса. Это не соотвѣтствуетъ тому, какъ обычно понимаются этносы и ихъ границы.
Поэтому я бы настаивалъ, что слово "этносъ" лучше употреблять такъ, какъ употребляю его я.
Вы за этимъ слоемъ очевидности усматриваете иной слой, который представляется Вамъ (какъ я понялъ, среди прочаго) причиннымъ и болѣе фундаментальнымъ. Это нормальный ходъ, независимо отъ того, согласенъ ли я съ такимъ взглядомъ вообще и съ конкретными деталями въ частности. Но я хочу какъ-то обозначить, что слой - другой. Это не про очевидную этничность, и хорошо бы найти другое слово. Ну, напримѣръ, съ приставкой "мета-" - пусть будетъ "метаэтносъ", "метаэтничность" и т. п.
Reply
Уже Урал-чужое,не говоря о Кубани.Взаимодействие с чужыми ландшафтам,уже Русский Север,много вопросов.Поэтому и трансформация Московского царства,вполне "этноцентричного",в империю-внешнее,относительно русского.
этноса,управление.Мета-по смыслу "гумилевское" "суперэтнично".Может быть,более подходяще,"универсально","коммуникативно".
Культурная преемственность возможно,но уж очень контаминированно религиозно,или псевдо-религиозно ,"православие".
Припоминаю,как Анатолий Рыбаков,по "разнарядке",пытался "обосновать" преемство от "сколотов",и "антов".
Reply
Reply
2. Где точка отсчёта? Почему Волга с Окой, а не Днепр с Припятью?
3. Откуда следует, что русская экспансия - нечто внешнее, а, к примеру, китайская - нет? Потому что исследователю так удобнее?
4. Вы, случаем, Анатолия Рыбакова с Борисом не путаете?
Reply
Reply
Reply
Точка отсчета -Владимиро-Суздальское княжество.
Любая экспансия внешнее,это экстенсивное взаимодействие с ландшафтом обладающим избыточными ресурсами.
Reply
Leave a comment