О базовом доходе и когда люди будут свободны от труда

Sep 05, 2021 20:46



В США последние несколько месяцев наблюдаются массовые увольнения работников: люди, получив пособия от властей, больше не хотят трудиться за гроши продавцами и официантами, дефицит занятости растёт и к концу лета достиг уже 1,3 миллиона рабочих мест.

В связи с этим в телеграм-канале Дмитрия Прокофьева "Деньги и песец" попалась интересная статья, которую хочу увековечить здесь:

Увы, трудящиеся такие противостояния выиграть не могут, и история инноваций тому дает много доказательств.

Автоматические лифты разработали ещё в 1900-х годах, но до середины XX века считалось, что они для грузов, а публика боялась лифтов. Лифтом должен был управлять опытный оператор, который определял на основе большого опыта, когда ускоряться, когда тормозить, следил, чтоб люди не пытались вскочить в лифт на бегу и выскочить до полной остановки. Летом 1945 года, когда еще не закончилась война на Дальнем Востоке, а в Европе только переставали стрелять, в Нью-Йорке забастовал профсоюз лифтёров. Все лифты остановились, и с ними - деловая жизнь. Городская экономика терпела миллионы убытков каждый день - ещё в тех деньгах, когда средняя месячная зарплата составляла 200 долларов. Лифты были готовы к работе, но никто из публики не решался подойти к ручке управления. Караул! А вдруг? Нельзя! Лифтеры добились своего, с ними договорились, и ещё несколько лет они наслаждались плодами победы... пока в начале 1950-х OTIS и другие изготовители лифтов не стали выпускать лифты с кнопками этажей и телефоном связи с диспетчером на всякий случай. Конечно, сперва их доверили нажимать только профессионалам из профсоюза лифтёров. Но прошло лет десять, и лифтеры остались только в дорогих домах и пафосных офисах, как и швейцары - лишь маркеры роскоши и стиля. А все здания были переоснащены автоматическими лифтами, в которых стала ездить потерявшая страх перед хитрыми механизмами публика, без всякой посторонней помощи нажимая на кнопки.

А несколько лет спустя в том же Нью-Йорке забастовал союз пекарей бейглов Local 338. К этом времени Нью-Йорк уже прочно подсел на завтрак сандвичем из порезанного солодового бублика с сливочной намазкой и ломтиком копченого лосося. Каждое утро жители города съедали примерно 200 000 бейглов. Эту еду привезли с собой евреи-ашкенази из Польши и Украины, и они же составили профсоюз Local 338. Рецепты теста были секретнее, чем в средневековых гильдиях, а посторонних в союз просто не впускали: места в нем по уставу переходили от отца к сыну, а собрания до 1930-х проходили на идише. Булочники были исключительно мужчинами: одни руками месили тесто и лепили бейглы, другие ошпаривали их кипятком и пекли в печах. Зимой 1951 года пекари захотели увеличения отпусков с 2 до 3 недель и повышения ставок. Владельцы пекарен было воспротивились... и два месяца на весь Нью-Йорк работали только две пекарни из 32. Рухнули вдвое и продажи копченой лососины. Пекари добились чего хотели, и в 1950-х бастовали еще несколько раз, не так долго и еще успешнее... А в 1962 году канадец Дан Томсон сделал машину для изготовления бейглов. Машинные бейглы выходили диаметром побольше, чем ручные, но машина не бастовала, а новинка Нью-Йорку и за ним Америке понравилась. Понятно, что бейглы ручной работы в Нью-Йорке сейчас премиальный и редкий товар вроде крафтового пива. А в супермаркетах США лежат бейглы машинной работы.

И конфликт наших дней приведёт к тому, что трудящиеся выиграют битву, но проиграют войну. Я говорю это совершенно уверенно, потому что я руковожу магистерской программой Физтеха по прикладному искусственному интеллекту, и готовлю именно тех мастеров, которые создадут замену рабочим и служащим недалекого будущего.

Помяните моё слово, через два поколения только один из 75 людей будет работать. Остальным в богатых странах будут платить базовый доход, чтоб они даже не пытались работать. А что будет в бедных и небогатых - не знаю. Но ни меня, ни моих учеников это не остановит. Человек будет свободен от труда. Ладонью не остановить реку.

* * *

По мере интенсификации труда человечество перетекало из сельского хозяйства в индустрию, оттуда - в сферу услуг и бюджетники. Кажется, дальше перетекать некуда. Но нет, на примере той же Москвы и других мегаполисов (с деньгами) мы видим взрывной рост «персональных услуг». Появился сонм курьеров, приготовления еды «на вынос», клининга, персональных образовательных услуг. Рост такси туда же. Т.е. то, что большинство людей раньше делали сами - ходили в магазин, готовили еду, сами водили машину, сами убирали жильё, сами занимались с детьми уроками - теперь это всё за них делает прекариат. Отдельная тема, почему это произошло. Лишь кратко скажу: в крупном российском городе в среднем мужчина теперь 6 часов в день отдаёт соцсетям, телевизору, просмотру фильмов и сериалов и т.п. Интернет слишком сильно обленил человека.

И это всё "плохие" новые рабочие места. В основном самозанятость. Т.е. жизнь без больничных, отпусков, пенсии. Но и эта сфера персонализированных услуг проживёт максимум одно поколение. Того же курьера вытеснят дроны по доставке товаров, а таксиста - беспилотная машина.

Так что без базового дохода всё равно не обойтись по мере нарастания интенсификации труда.


перепост, экономика, финансы, работа, США

Previous post Next post
Up