Абоненты скандалили с менеджерами, оспаривая 2-3 тысячи рублей, снятые с их счета за гороскопы, прогнозы погоды и прочую ненужную информацию. Теми же «пиратскими» поборами грешат и «Мегафон», и «Билайн» («Вымпелком»).
Столпотворение обиженных клиентов
- А в чем проблема? - спросила я одного из пострадавших, не пожалевшего времени на поездку в офис компании сотовой связи и даже ради этого отпросившегося с работы. Оказалось, на днях он обнаружил на своем счету задолженность в 2362 рубля. Степан Эдуардович, так представился мужчина, не звонил по межгороду и не посылал сотни СМС друзьям. Откуда же долг? Позвонив в справочную службу компании, мужчина выяснил: эти деньги взяли у него за платные услуги.
Гороскоп, котировка валюты, информация о пробках и еще целый набор дополнительных СМС, присланных от «МТС», не вызывали у него никакого подозрения. Думал - это бесплатная информация. До тех пор, пока в конце месяца абонент не получил уведомление о долге.
Менеджер, которому позвонил мужчина, объяснил, что в день за пакет информационных СМС со Степана Эдуардовича Давтяна списывали около 160 (!) рублей. На резонный довод, что никаких услуг он не заказывал, менеджер ответил: «А вы докажите, что это так! Могли нажать какую-нибудь галочку в Интернете и не заметить!» Мужчина поклялся, что в Интернете он читает лишь почту. На что, посоветовавшись с начальством, тот же менеджер пригрозил: «Не заплатите, мы ваш номер заблокируем. И не разблокируем до тех пор, пока долг не будет погашен».
На счету жены Елены Степан Эдуардович обнаружил непонятную утечку в 240 рублей. Оказалось, с нее за те же платные услуги списывали почему-то по 8 рублей в день. Папа жены пострадал на 60 рублей. Мужчина поехал разбираться в офис и после того, как у него отказались принять заявление, записав лишь номер и фамилию, махнул рукой: «Отключайте! Я все равно две тысячи не отдам!» С тем и уехал, решив сменить в крайнем случае цифры на визитке, которые знают по меньшей мере 300 человек коллег, друзей и родственников.
Высокая мода для деревенских пенсионеров
Другой случай, уже с «Билайном». Дочери пожаловался пенсионер-отец из области, просил разобраться с его счетом. Старик никому не звонил, а деньги ежедневно списывались. Связавшись со справочной службой оператора, дочка с удивлением узнала, что ее папа подписан по Интернету на рассылку «Тенденции высокой моды». Объяснив менеджеру, что клиент живет в глухой деревне и у него нет компьютера, она потребовала справедливости. На что ей холодно ответили: «Услугу отключаем, но деньги, взятые раньше, вернуть не имеем возможности». Сумма была небольшая, но семьдесят рублей - тоже с неба не падают! Покумекав, девушка поняла, почему эта рассылка приходила отцу: когда-то она зарегистрировала сим-карту на свое имя. По данным владельца номера можно было предположить, что Алена Полякова интересуется высокой модой.
У «Мегафона» другая фишка: приходит человеку ММС со ссылкой, по которой можно его прочитать. Открывая ее с телефона, клиент автоматически запускает программу, по которой на номер регистрируются платные услуги. Так двенадцатилетний Артем Калинин, сам того не ведая, «заказал» себе афишу клубов, прогноз погоды и даже советы для молодых мам.
«Не разобрался - сам дурак»
На самом деле компании сотовой связи не так чисты и невинны, как говорят их менеджеры. И клиенты не «сами виноваты!». Действительно, часть владельцев номеров, не заметив, подписались на платные услуги. Но происходит это с подачи самих «МТС», «Билайна» и «Мегафона». К примеру, присылают клиенту СМС с каким-нибудь прогнозом погоды, указав, что он бесплатный. Часто такое сообщение люди не дочитывают до конца. А в конце мелким шрифтом идет приписка: бесплатна услуга первые две недели. Потом же она влетает в копеечку. И человек должен дозвониться в службу поддержки клиентов компании (что бывает непросто), чтобы ее отключить.
Кто не замечает приписки, «попадает» на деньги. Но даже если клиент дозванивается до сall-центра и отключает платную услугу, может обнаружить, что рубли все равно утекают. Задним числом он узнает, что неправильно отключил услугу в автоматическом голосовом меню (на которое его переводит менеджер). К примеру, 23-летнему Евгению сообщили, что он, вероятно, не подтвердил отключение голосом второй раз, как требовалось. Поэтому прогноз о пробках ему все равно предоставлялся.
В общем, чтобы отделаться от платной услуги, нужно потратить минут сорок своего свободного времени. А не разобрался - сам дурак. Кто-то, конечно, продолжит конфликтовать с фирмой и добьется возврата денег, а кто-то махнет на снятые 15-20-50 рублей рукой. Из таких вот «копеечек» складываются длинные рубли, капающие в бюджет сотовых операторов.
Союз пиратов и операторов
Но не все платные услуги подключаются сотовыми операторами по ротозейству клиентов. Есть специальные ссылки и сайты, делающие это без ведома владельцев номера. И доказать в таком случае то, что «ты не верблюд», фактически невозможно. Презумпции невиновности в глазах компаний сотовой связи для клиентов не существует. Объяснить, что твой телефон можно взять в любой базе и ввести куда угодно, им невозможно. Даже если ты будешь клясться на Библии, что никуда не тыкал мышью и не открывал ссылки, деньги тебе не вернут. Им это просто невыгодно.
Есть специальные конторы, которые занимаются легальным «пиратством». Некоторые из них даже заключают официальные договоры с компаниями, предоставляющими услуги сотовой связи. К примеру, если вы захотите открыть ссылку, чтобы посмотреть ММС с незнакомого номера, то, скорее всего, так автоматически подтвердите свое подключение на какую-то дорогостоящую рассылку. После чего клиента и начинают спамить разной рассылкой, на которую он поначалу не обращает внимания, а денежки-то тю-тю!
Резонный вопрос: почему мобильные операторы не борются с нелегальными сайтами, ММС'ками и мошенниками, «разводящими» порядочных абонентов на бабло? Вернее, борются, но очень вяло. Ответ: при такой «цепочке» часть «честно экспроприированных» у лохов средств идет опять-таки компаниям «МТС», «Мегафон» и «Билайн» на законных основаниях. При этом руководство часто по простоте душевной не вникает, за какую услугу получает от «левой» конторы свой процентик. За действительно качественную или очередную «разводку» клиента. Всеми силами (вплоть до угрозы заморозки номера) деньги с клиента пытаются снять. Но в последнее время обыватели стали сопротивляться и штурмом брать офисы. Правда, чтобы «отбить» свои кровные, им зачастую приходится советоваться с юристом.
Совет юриста: требуйте распечатку!
Чтобы вернуть свои деньги, нужно поехать в офис компании и потребовать от них распечатку: когда именно услуга была подключена, каким способом (через Интернет, по СМС или по вашему звонку) и сколько раз конкретно она предоставлялась. Прочитав этот документ (который вам обязаны предоставить бесплатно), можно оставить заявление с объяснением того, что вы не подключали ничего сами и требованием разобраться в ситуации. Или сразу идти с распечаткой в суд и подавать иск на оператора сотовой связи. Но лучше все же начать с заявления: после его подачи долг обычно аннулируется во избежание дальнейшего скандала.
Так, Степану Эдуардовичу, которому поначалу действительно заблокировали номер, после десятидневного рассмотрения его заявления деньги вернули. Прислав при этом СМС: «Уважаемый абонент! Учитывая клиентоориентированную политику компании, было принято решение о предоставлении денежной компенсации в сумме 2362 рубля, зачисленной на ваш счет». Естественно, никто не извинился перед клиентом, которого фактически облапошили.
Другому абоненту, Валерии, тут же возвратили средства, списанные якобы за превышение количества СМС на безлимитном тарифе (лимит - 1000 штук в месяц). При распечатывании отправленных ею сообщений оказалось, что превышения и не было. «Произошла ошибка!» - извинился менеджер. И отправил назад 30 рублей.
Но не всем так везет. Петербуржец Денис Терентьев не выиграл иск у компании «МТС», с его счета прошлым летом списали 88 тысяч рублей за роуминг и СМС, отправленные из-за границы. Не предупредив клиента, что его перевели на кредитную систему расчета, и отключив услугу, по которой он мог узнать сумму своего баланса.
Кто ж его посадит?
С начала года по Петербургу и Ленинградской области возбуждено лишь четыре уголовных дела по статье 159 УК РФ по факту телефонного мошенничества. Мешает этой борьбе не только нерадивость полиции, но и отсутствие законов, по которым можно привлечь аферистов. Любой гражданин может довольно легко зарегистрировать сайт, с которого потом будет отправлять платную СМС-расслылку. Интернет-провайдеры за это не отвечают. А за руку мошенника не поймать. Ведь сайт может быть зарегистрирован и в Европе, и в Средней Азии, и на Полинезии.