Sep 10, 2009 11:34
Ниже следующая запись размещена здесь в связи с разговором в ЖЖ Чиркунова О.А с участницей ЖЖ "clear 111" по проблеме социально-экономического развития Пермского края, периодически поднимаемой ей в августе-сентябре 2009 г.
Доклад на конференции в ПГУ (в рамках регионального конкурса, проведённого администрацией Пермского края):
"Концепция Программы социально-экономического развития Пермского края
в 2006 - 2010 годах и на период до 2015 года
(инициативный вариант предпринимателя Цветкова Ю.В.)
Автор - Цветков Ю.В.,
предприниматель
в инновационной сфере,
02.05.2006
Данная Концепция является начальным документом, предваряющим разработку Про-грам-мы.
Основное назначение Концепции состоит в том, чтобы дать населению и депутатам ясное представление о сути будущей Программы, о конечных результатах работы Пермского края по Программе и способах достижения этих результатов.
Сутью Программы является система мероприятий по переработке всех ресурсов Пермского края в жизненные блага населения Пермского края.
Конечный результат работы по Программе - это производство такого массива жизненных благ, который бы в максимально возможной степени соответствовал ресурсному потенциалу Пермского края, и при этом благосостояние отдельно взятого человека было бы максимально вы-соким и соответствовало бы результату его труда (его вкладу в совокупный массив произведённых жизненных благ).
Способ достижения конечных результатов - это основополагающий принцип организации целенаправленной, систематизированной и заинтересованной работы всех участников исполнения Программы (конкретных людей и конкретных структур).
Система мероприятий по переработке всех ресурсов Пермского края (материальных, ин-теллектуальных и духовных) в жизненные блага населения Пермского края состоит из управлен-ческих решений и действий по этим решениям различных властных, управляющих и производст-венных структур и конкретных людей-исполнителей, составляющих эти структуры. При этом под жизненными благами конкретного человека подразумеваются: жилище, пища, одежда, здоровье, безопасность, личная свобода, возможность самовыражения, доступ к культурным ценностям, со-циальный статус, возможность самосовершенствования, пенсионная обеспеченность и др..
Конкретный набор жизненных благ населения, весомость каждой позиции в этом наборе и составленный на этой основе приоритетный ряд жизненных благ должен проистекать из реаль-ных условий жизни населения Пермского края и естественных тенденций его развития: географи-ческое положение, природная среда, история края, экономическая развитость края на данный мо-мент, взаимосвязь экономики Пермского края с экономикой России и её субъектами, возрастной состав населения, уровень образования, трудоспособность, степень законопослушности, исходный уровень материального благосостояния, существующие экономические и социальные проблемы в крае, восприимчивость населением новых естественных тенденций развития края, уровень дове-рия к властным структурам и др..
Приоритетный ряд жизненных благ населения составляется с учётом ближней (на 3-5 лет) и дальней перспективы (10-15 лет). Он должен определять (диктовать) очерёдность, интенсивность и ответственность действий властных и управленческих структур, цель которых (действий) - дос-тижение обоснованно заданного уровня жизненных благ населения Пермского края.
Приоритетный ряд жизненных благ населения должен лежать в основе определения поня-тия конечного результата работы по Программе и должен лежать в основе выбора способа дости-жения конечного результата.
Главной и единственной целью Программы является постоянное повышение благосостояния населения Пермского края, то есть безусловное обеспечение заранее согласован-ным набором жизненных благ как населения в целом, так и каждого человека в отдельности при условии, что личное благосостояние этого отдельного человека поставлено в зависимость от ре-зультата его труда (его личного вклада в совокупный результат).
Способ достижения названной цели - рыночный (истинно рыночный, то есть не догмати-ческий, не заимствованный, а адекватный реальной ситуации). Это - основополагающий принцип существования и развития Пермского края на данном этапе. Под рыночным - здесь понимается принцип, который действует не только на уровне корпораций, но и на уровне каждого конкрет-ного человека в его экономических взаимоотношениях с обществом в целом и с каждым его чле-ном в отдельности. Этот принцип в скорректированном виде может быть сформулирован так: “От каждого - по его способностям, каждому - по востребованным результатам его труда” (в отли-чие от прежнего принципа: “… каждому - по его труду.”).
Рыночный принцип “товар-деньги-товар” должен работать во всех сферах и на всех уров-нях системы, каковой здесь является Пермский край. Незаполненность этим принципом какого-либо из звеньев системы (например, управление, наука, медицина, милиция и др.) делает данную систему нерыночной, и приводит к недостижению запланированного результата.
Социально-экономическая система Пермского края включает в себя объекты, субъекты, воздействие субъектов на объекты и взаимоотношения между субъектами в процессе практиче-ской работы по достижению цели Программы.
К объектам системы относятся:
- территория (земельные и водные площади, воздушное пространство, эфир Перм-ского края);
- природные ресурсы в плоскостных и пространственных границах Пермского края (леса, растительно-травяной покров, полезные ископаемые, целебные источники, животный мир, энергонасыщенные потоки воздушных, водных и иных физических сред, познанные и непо-знанные природные явления, художественно-эстетический потенциал природы Пермского края);
- материальные ценности (производственные, административные и т.п. здания, обо-рудование, жилые дома, транспортные системы, транзитные энерготранспортирующие сис-темы, коммуникации всех видов, информационная среда, объекты материальной и духовной куль-туры, объекты отдыха и досуга);
- интеллектуальные и духовные ценности (результаты фундаментальных исследо-ваний, результаты НИОКР, изобретения, высокие технологии, информационные массивы, систематизированный опыт производственной, экономической и управленческой работы, произ-ведения искусства и культуры);
- трудовые ресурсы (способность и настроенность населения Пермского края тру-диться; квалификационный уровень, численность и номенклатура кадрового состава, предпри-нимательский градус, вкус к деньгам, жизненный оптимизм);
- финансы Пермского края (деньги, ценные бумаги и т.п.).
Значимость каждого из названных объектов в социально-экономической системе Перм-ского края различна. В Программе необходимо обозначить сравнительную степень влияния каж-дого из этих объектов (а по существу, ресурсов) на достижение цели Программы и отразить это при составлении приоритетного ряда этих объектов. Необходимо также учесть, что в рассматри-ваемый период (до 2015 года) приоритетный ряд может перестраиваться в зависимости от изме-няющейся макро-ситуации и новых, ранее не проявлявшихся тенденций, а также в зависимости от волевых, но обоснованно принятых системных, установочных, решений. Например, строка “ин-теллектуальные ценности …” может переместиться выше, а строка “материальные ценности” мо-жет опуститься ниже.
Приоритетный ряд определяет, на какие объекты системы в первую очередь и наиболее ин-тенсивно должны воздействовать субъекты этой системы (а по существу, в какой мере использо-вать эти объекты в практической работе по достижению цели Программы).
Субъектами (действующими лицами) в социально-экономической системе Пермского края являются:
- население (пока два населения: Пермской области - ПО и Коми-Пермяцкого авто-номного округа - КПАО);
- Законодательное собрание (пока два ЗС: ПО и КПАО);
- Губернатор Пермского края;
- Администрация Пермского края (пока две Администрации: ПО и КПАО);
- предприятия и структуры различной федеральной, региональной, муниципаль-ной, общественной, ведомственной и частной принадлежности.
Население Пермского края является коллективным хозяином своего Пермского края, то есть оно является единственным источником и носителем Власти в Пермском крае и ему на правах коллективного собственника принадлежит всё то в границах Пермского края, что не принадлежит другим собственникам (федеральным, муниципальным, общественным, ведомственным структу-рам и частным лицам).
Законодательное собрание (ЗС) Пермского края - является коллективным органом, пред-ставляющим и формулирующим обобщенные жизненные интересы населения Пермского края. ЗС устанавливает или утверждает главные принципы и главные средства удовлетворения этих инте-ресов, контролирует от имени избирателей конечный результат реализации Программы - уровень благосостояние населения Пермского края. ЗС по представлению Президента РФ избирает губер-натора Пермского края и поручает губернатору работу по реализации Программы, и от имени из-бирателей в конце выборного срока даёт оценку результата работы губернатора по реализации Программы (Схема вполне рыночная: население - заказчик; губернатор - исполнитель; конечный результат работы губернатора, то есть, благосостояние населения - товар; есть товар - есть деньги, нет товара - нет денег; много товара - много денег; мало товара - мало денег).
Губернатор Пермского края является распорядителем всех ресурсов Пермского края (объектов социально-экономической системы) в своей работе по реализации Программы и органи-зует практическую работу по Программе всех подведомственных ему структур (Администрация Пермского края, региональные структуры), взаимодействует с федеральными, муниципальными, ведомственными, общественными и частными структурами в целях работы по Программе.
Администрация Пермского края является рабочим органом губернатора, и она ведёт конкретную практическую работу по реализации Программы под его руководством с задейство-ванием ресурсов, предоставляемых губернатором.
Предприятия и структуры различной федеральной, региональной, муниципальной, об-щественной, ведомственной и частной принадлежности являются прямыми или косвенными уча-стниками производства жизненных благ. Они взаимодействуют с губернатором и Администрацией Пермского края на основе соответствующего законодательства и исходя из взаимной заинтересо-ванности в успешной, результативной, работе по Программе.
Все названные выше субъекты социально-экономической системы Пермского края (насе-ление, Законодательное собрание, губернатор, Администрация, предприятия и структуры) всту-пают между собой во взаимоотношения в рамках реализации Программы, ориентируясь на дости-жение конечного результата Программы - повышение благосостояния населения Пермского края.
Основной задачей совокупности всех работ по Программе является максимально эффек-тивное использование каждого объекта системы всеми субъектами системы для достижения ос-новной цели Программы - повышение благосостояния населения Пермского края (то есть, макси-мально эффективное использование каждого вида ресурса Пермского края всеми участниками ис-полнения Программы в соответствии со своей ролью).
Для обеспечения эффективной работы по Программе и достижения её целей предлагаются следующие механизмы.
Первый механизм. Поставить личное благосостояние каждого участника исполнения работ по Программе (субъекта) в зависимость от результата его труда. Прежде всего, ввести этот прин-цип в структуру главного исполнителя работ - в структуру губернатора с его командой, то есть с Администрацией Пермского края (“Рынок начинаю с себя”).
Этот механизм задействуется следующим образом:
1. Ввести понятие “результат работы главного исполнителя работ по Про-грамме” и дать ему предметное определение. Предлагается считать предметом результата работы губернатора и руководимой им Администрации - благосостояние населения Пермского края (за-ранее определённый набор жизненных благ по номенклатуре и объёму) на конец отчётного пе-риода с раскладкой достигаемого уровня по годам.
2. Ввести понятие и процедуру оценки результата работы главного исполни-теля Программы. Предлагается оценку результата работы производить по пятибалльной шкале голосами депутатов ЗС Пермского края от имени своих избирателей по окончании каждого кален-дарного года и один раз в конце должностного срока (итоговая оценка). В дальнейшем оценку производить голосами населения (избирателей) Пермского края.
3. Связать вознаграждение главного исполнителя Программы с результатом его ра-боты. Для этого в бюджете Пермского края в строке “Денежное содержание губернатора и Администрации - ДС” сделать разбивку выделяемой суммы на две части: “сумма гарантирован-ного минимума - СГМ” и “сумма дифференцированного вознаграждения (заработка) - СДВ”. При этом СГМ закладывать в бюджет в размере существенно меньшем нынешнего размера ДС (в 1,5-2 раза), а СДВ закладывать в размере, многократно превышающем нынешний размер ДС. Выплаты денег по этой строке (статье) производить в объёме, соответствующем уровню фактически дос-тигнутого результата. Обеспечение (покрытие) многократно увеличенных расходов по этой статье производить (черпать) из возросшего уровня результата работы главного исполнителя (повыси-лось благосостояние населения, то есть люди прежде всего стали больше зарабатывать, значит, стали больше платить налогов, значит, возрос бюджет; ещё: предприятия стали больше и лучшего качества производить продукции, возросла выручка, возросли налоговые и иные поступления в бюджет).
4. В развитие механизма по п.3 поставить годовую зарплату каждого сотрудника Администрации Пермского края в зависимость от обобщённого годового результата работы всей Администрации, то есть опять же от уровня благосостояния населения Пермского края. Для этого разделить существующую зарплату конкретного сотрудника на две части в пропорции, например, 80% : 20%. И в течение года выплачивать ему первую часть (80%) в соответствии с существую-щим порядком, а вторую часть (20%) - в соответствии с предлагаемым порядком, то есть в зави-симости от обобщённого годового результата работы всей Администрации Пермского края. Вы-плату второй части производить единовременно по окончании года, причём в многократно увели-ченном размере, если обобщённый результат - высокий, и в минимальном размере (вплоть до нуля рублей) - если результат - низкий. На первых порах описанный порядок предлагается вво-дить лишь с персонального согласия работника в порядке эксперимента и с привязкой не ко всему обобщённому результату, а лишь к результату того структурного блока, где работник работает, например, за блок взять департамент. У департамента тоже должен быть предмет результата его работы как часть общего результата работы всей Администрации.
5. Ввести принцип продлённой ответственности губернатора и ключевых работни-ков Администрации за успех (и неуспех) их разделов работы и их инициатив, который может проявиться через несколько лет. Ответственность персональная, финансовая, со знаком “плюс” или со знаком “минус”. Ответственность реализуется и тогда, когда человек уже сошёл с занимаемой должности (устанавливается максимальный срок продлённой ответственности).
6. Вводятся и другие принципы в рамках данного механизма.
Второй механизм. Интенсивное введение элементов инновационной экономики в эконо-мику Пермского края с необратимым расширением зоны её функционирования. Этот механизм за-действуется следующим образом:
1. Администрации Пермского края учредить и вести реестр приобретённых ей ин-теллектуальных ценностей. Этот реестр пополнять путём приобретения у своих (пермских) разра-ботчиков интеллектуальных продуктов за счёт госбюджетных средств в соответствии с регио-нальным законодательством, специально принятым в порядке эксперимента. Основное требование к приобретаемым интеллектуальным ценностям - товарная перспектива (попросту, чтобы можно было продать или применить с выгодой). Собственник приобретённых интеллектуальных ценно-стей - Пермский край в лице Администрации. Предполагаемые покупатели - зарубежье, другие регионы, предприятия своего региона.
2. Пригласить представителей крупного и среднего бизнеса к сотрудничеству с ре-гиональными и местными органами власти в инициировании инновационной экономики в Пермском крае. Сотрудничество - на взаимовыгодной основе, например, бизнес вкладывает свои средства в инновационные процессы, а органы власти гарантируют бизнесу определённые префе-ренции в дальнейшем, когда результаты этого сотрудничества дадут положительные результаты.
3. Создать инновационную инфраструктуру в сфере малого бизнеса за счёт госбюд-жетных средств, преимущественно на возвратной основе в размерах, зависящих от успеш-ности этого дела.
4. Есть и другие мероприятия для задействования этого механизма
Третий механизм. В полной мере использовать фактор инвестиционной и товарной при-влекательности региона, варьируя их соотношение и постепенно наращивая долю товарной при-влекательности, придавая ей статус доминирующей. Такой подход обеспечивает Пермскому краю самодостаточность и стабильность на длительное время, так как при этом он будет использовать, в основном, свои внутренние ресурсы, в том числе, и инвестиционные.
Остальные, менее значимые механизмы, могут быть названы и описаны в Программе при необходимости.
Другие, экономически и социально значимые категории здесь, в Концепции, не рассматриваются, поскольку по авторскому замыслу они являются составными частями или иллю-стративными элементами основных блоков настоящей Концепции, и им предстоит найти своё дос-тойное отражение в разрабатываемой Программе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей Концепции определены главные блоки предстоящей к разработке Про-граммы социально-экономического развития Пермского края.
Названа и обоснована цель Программы - постоянное повышение благосостояния населе-ния Пермского края.
Основным системным механизмом достижения цели Программы должна стать инноваци-онная экономика региона.
Основным рабочим механизмом эффективного ведения работ по Программе должна стать жесткая привязка личного благосостояния любого участника работ по Программе к персональному результату его работы и зависимости этого благосостояния от общего результата работ по Программе.