Оригинал взят у
getnewpost в
Про чтение по слогамОтрывок из методических рекомендаций из
"Нового букваря" Ольги Соболевой От буквы к слову
Предвижу заранее, что одних это обрадует, а у других вызовет сомнения, но слогового чтения в этой книге нет:
от знакомства с образом буквы ребенок переходит непосредственно к образам слов. С помощью специальных
приемов мы стараемся научить малыша схватывать взглядом, понимать, прочитывать слово полностью.
Причин отказаться от этапа слогового чтения было несколько. В связи с острым дефицитом места в «мини
методичке», здесь назовем только одну - возможно, не самую главную, но все же существенную. Мы включаем
ребенка в процесс чтения через ярчайшее обращение к его чувствам, к эмоциональной сфере. Слоги не несут
в себе эмоционального начала и не помогут нам удержать лучик непроизвольного внимания малыша. Буквы сами
по себе - тоже всего лишь значки, но, в отличие от слогов, их легко оживить, превратить в персонажей, ввести
в сюжетное действие. Буквы персонажи живут в словах...
всю методичку к букварю, чтобы ознакомиться с принципами обучения, можно скачать
на сайте , страницы 266-271
Я сама всегда интуитивно с недоверием относилась к чтению по слогам или по складам...
Слоги или склады всегда мне казались лишним, путающим читающего этапом. Я думаю, что чтение это не аналитический, а синтетический процесс, т.е. когда мы читаем - мы не разбираем слова по слогам, а "узнаем их в лицо" ориентируясь на несколько опорных букв. в прошлом году по интернету гуляли тексты-приколы, где буквы в словах были перемешаны но все же их можно было легко читать. Если бы мозг складывал слова из слогов такое чтение было бы невозможно, так как слоги там совершенно "неузнаваемые"
Обучение чтению по слогам - это аналитический способ, единица восприятия - слог, не слово, а значит мозг не привязывает сразу смысловое значение к слогу, для мозга слово остается просто набором "запчастей"-слогов. Мне кажется, когда ребенок учится читать по складам он на самом деле учится не читать, а складывать слова "под диктовку", вроде как когда пишешь диктант, его цель - слово разобрать и собрать. А не понять смысл написанного. И мне кажется действительно похожим на правду, что при таком методе обучения ребенок плохо понимает прочитанное. Много ли понимаешь когда записываешь под диктовку?
Метод обучения целыми словами, напротив - обучает мозг сразу же понимать, узнавать слово "в лицо". Сначала это несколько слов знакомых из знакомых букв. Потом чем больше ребенок "читает" тем больше он слов узнает и тем больше он читает.:) Затем можно научить ребенка разучивать новые слова по слогам, чтобы запомнить их. Т.е. увидел незнакомое слово, разобрал и собрал его, запомнил как оно выглядит и звучит. Но это уже после того, как сам принцип зрительного опознавания слова у ребенка закрепился.
Ребенок которого учили читать зрительным методом не ищет слоги, смотрит на слово целиком и узнает его. Единица восприятия - слово целиком. Если не узнает, то спрашивает и запоминает, а затем учится самостоятельно опознавать слово, например методом разложить на слоги, произнести и узнать. Когда слово воспринимается целиком то смысл слова первичен по отношению к его составу. А значит читать и не понимать прочитанного - просто невозможно. Мозг сначала понимает, синтезирует, а потом, если надо, может разложить на слоги, проанализировать.
Для обучения Юры я интуитивно решила выбрать такой путь: показала юре несколько букв, не весь алфавит разом, а только несколько опорных букв. И мы с ними занимались с ними по разному - как нарисовать, как сложить из палочек букву, как определить на слух с какой буквы начинается слово. логикой написания букв - т.е., например, чтобы нарисовать букву Ю сначала надо на рисовать О, а потом к ней пририсовать дополнение... Когда я увижу что в буквах он уже твердо ориентируется не на механическом запоминаниии а на мышлении, т.е. понимает принцип постоения букв, тогда начнем заниматься со словами, - из знакомых букв разные слова - составлять, читать, писать.(но мне кажется это к пяти годам ближе), а когда принцип опять таки начнет понимать, можно будет доучить буквы и заняться чтением конкретно... В общем, я для себя выбрала приоритетным не конкретные навыки, а мышление, умение делать выводы. у меня нет совершенно никаких сомнений , что я могу ребенка обучить читать сама безо всякой методики, естественным путем, так сказать. :)
Вот именно поэтому я была просто счастлива когда открыла "Новый букварь", потому что он полностью совпал с моими мыслями, которые я сформулировала для себя еще пару месяцев назад. И про слоговое чтение в том числе и про то, каким путем обучать ребенка, через смысл. А особенно в том главном посыле, который содержится в предисловии - "читать - это легко" :)