Оригинал взят у
olgapisaryk в
Разделяющая дисциплинаВ предыдущем посте я написала о том, что в воспитании детей стоит воздерживаться от дисциплины, которая разделяет. Хочу на этом моменте остановиться чуть подробнее.
Когда мы разделяем детей с их привязанностью (или пугаем их таким разделением) это пробуждает сильные эмоции стремления к близости и тревожности. Чем больше ребёнок нуждается в привязанности, тем более разрушительным для него будет такой опыт.
В результате страха разделения поведение ребёнка обычно улучшается и мы получаем желаемый результат. Потому что тревожность заставляет ребёнка быть осторожным, а стремление к близости заставляет делать всё, чтобы восстановить близость. Поэтому дети, испытавшие страх разделения, ещё долго потом цепляются за взрослого, к которому они привязаны, не могут отпустить.
Так в чём проблема с разделяющей дисциплиной, которая весьма эффективна на первый взгляд? А проблема в том, какой ценой мы достигаем этой эффективности.
1. Кроме тревожности и стремления к близости страх разделения пробуждает ещё одну мощную эмоцию - раздражённость (фрустрацию). Когда тревожность немного снизится, а близость восстановлена, мы получаем раздражённого ребёнка, уровень агрессии которого зашкаливает.
Иногда это происходит сразу же. Вы наказываете ребёнка разделением и тут же получаете взрыв агрессии. Иногда реакция растянута во времени, и когда через 2 часа ваш сын начинает колотить свою сестру, то сложно заметить связь.
2. Ребёнок уже не уверен в том, что мама и папа держатся за него. Это уже не очевидно и появляется глубокое чувство тревоги и неуверенности, которое очень сильно влияет на отношения. Потому что для ребёнка ощущение безопасности и надёжности привязанности является ключевым для дальнейшего развития.
3. Может вызывать в ребёнке альфа-инстинкты, потому что зависеть уже не безопасно. Про альфа-инстинкт ещё буду писать. Пока замечу, что это значит, что ребёнок берёт на себя обязанность сохранять близость и поддерживать привязанность. Он может стать очень требовательным, постоянно командовать, а может наоборот, всегда стремиться понравиться, постоянно оценивать своё поведение с точки зрения поддержания контакта.
4. Может привести к поиску ребёнком конкурирующих привязанностей. Ребёнок голоден и будет пробовать удовлетворить свой голод привязанности на стороне.
5. И наконец, самое опасное: может привести к эмоциональному онемению и защитному отчуждению.
Три основных эмоции: стремление к близости, тревожность и раздражённость порождают три защитных реакции: доминирование (альфа инстинкт), tranceference (не могу найти русский термин, замещение привязанности?), побег от уязвимости (онемение чувств).
Ну и по мелочам. Разделяющая дисциплина:
оскорбляет существующие отношения;
выставляет на показ нашу неуверенность в собственных силах и авторитете;
демонстрирует ребёнку, что вы больше цените вещи и поведение, чем отношения с ним;
заставляет ребёнка включать инстинкт «А мне всё равно»;
заставляет испытывать эмоциональную боль от зависимости;
ребёнку уже трудно поверить, что мы ЗА него.
И небольшой отрывок про тревожность:
«Когда мы говорим о тревожности, мы говорим об угрозе. Мы чувствуем тревогу, когда чувствуем, например, угрозу нашему физическому существованию. Это понятно.
Трёхлетние дети приходят в детский садик и их уровень тревожности просто зашкаливает. И не опускается, пока ребёнок не возвращается домой. Мы можем легко отслеживать это по уровню кортизола в крови. Что угрожает этим детям?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое привязанность, и что привязанность необходима для существования, это обязательное условие для развития. А какая самая сильная угроза может существовать для привязанности, для близости? - Угроза разделения.»