Закон о болельщиках

Sep 18, 2014 12:50

В четвёртом номере F.R.A.G.S. околоспортивного издания Gallant Steeds и их друзей имеется статейка моего авторства. Она немного утратила свою актуальность т.к. журнал должен был выйти осенью 2013. Сейчас некоторые нормы Закона изменены, да и сам Закон уже давно применяется, чему служит примером последнее уныло дерби между ЦСКА и Спартаком, где не было перфов, пиротехники, да вообще ничего интересного не произошло, в том числе и благодаря  этому Закону. Возможно, позже, когда сформируется правопримительная практика, будет анализ применения этого сомнительного нормативного акта. Кому интересно, может ознакомится с прошлогодней статьёй ниже


Закон о болельщиках

Печально, что Закон, в котором ничего толком не понятно, принимался при абсолютно пассивном отношении тех, на кого он нацелен. Фанаты фактически проигнорировали обсуждение этого законодательного акта. Есть, конечно, исключения, но таких активистов - единицы. Закон принимался настолько прозрачно, что все три чтения подробно освещались в СМИ. Увы, никто не захотел повлиять на закон, на который в отличие от других законов можно было повлиять.




Причины

Летом 2013 года Госдума приняла так называемый Закон о болельщиках. В какой-то степени символично, что это событие совпало с кончиной Маргарет Тэтчер. В конце 80-х Железная леди в свойственной ей жесткой манере превратила британские стадионы в театр, изгнав с футбольных арен активных фанатов-пассионариев, заменив их на платежеспособную, толерантную аудиторию. В Англии не знали, что делать с фанатами на трибунах и как продавать футбол. Пока не нашли выход: новый, платежеспособный зритель не придет на футбол, пока не выгонишь старую публику.
Спустя почти 30 лет российские чиновники задаются вопросом: как болеть, но без фанатизма. Нужно ли вообще существование этого фанатизма самим чиновникам и владельцам клубов? Что можно поиметь с активного фаната? Чиновнику - только головную боль с извечными фанатскими протестами, акциями, бойкотами. Владельцу клуба фанат тоже поперек горла: постоянные штрафы за пиротехнику, за нецензурные заряды, за сломанные кресла. Фанат купит самый дешевый билет за ворота, не приобретет официальный клубный колпак с рогами, дудку, да и вообще финансовой выгоды от него немного. Суть в следующем: фанат менее управляем, чем кузьмич; он не ангажирован, не прикормлен. Он неудобен! «Современному футболу» нужен новый зритель. Страстный потребитель, но не фанат. Закон о болельщиках - это большой шаг к замене классической футбольной публики новой, более обеспеченной и легко управляемой.
Причин для принятия Закона о болельщиках, по мнению чиновников, масса. Это и грядущий Чемпионат мира 2018, и тотальная коммерциализация спорта, и, что немаловажно, существование самих фанатов - единственной в стране силы, которую опасается власть.
Можно ли было обойтись без закона?

Нам впаривают, что сегодня назрела необходимость принятия Закона о болельщиках. Якобы очевидна тенденция роста правонарушений на стадионах и вблизи них. В том, что полиция готова предоставить удобную для себя и государства статистику, никто не сомневается. Но на деле мы видим совершенно иную картину. Вспомните начало двухтысячных! Постоянные драки с ОМОНом, креслопады, шедвеллы! А не перепутали ли наши чиновники тогдашние трибуны с нынешними, плюшевыми?
Проект изменений в законодательство, направленных на «обеспечение правопорядка и безопасности на футбольных матчах», готовился в пакете с законопроектом по проведению Чемпионата мира по футболу. Обсуждение состоялось как в Общественной палате, так и в РИА «Новости» с участием представителей МВД. Начальник Главного управления обеспечения охраны общественного порядка МВД России Юрий Демидов поведал, что «сейчас на федеральном уровне нет ни одного нормативного правового акта о правах и обязанностях болельщиков», чем и попытался в очередной раз оправдать провалы в работе правоохранительных органов. Подумаем: изменились ли эти органы после принятия закона о полиции? Конечно, нет. Зато появился новый механизм для репрессий, который будет использоваться, когда потребуется. Так же было с Манежной площадью в 2002 году. Столь нужный Думе Закон об экстремистской деятельности протолкнули именно под шумок якобы «буйства националистов», которых на Манежке, к слову, и не было. А сели тогда простые гопники, не совладавшие с эмоциями в сильно пьяном состоянии. Провокаторы-то на свободе. Но они нужные люди, еще понадобятся государству...
Всем известна высокая "производительность" нашей думы. Например, с 9 января по 5 июля этого года было принято 262 закона. Путем нехитрых математических подсчетов можно вычислить количество законов в день. Многие из них - многостраничные...
А между тем целый ряд производимых по отношению к болельщикам действий - при добросовестном их расследовании - вполне мог бы подпадать под действие ст.286 (превышение должностных полномочий) и ст.330 (самоуправство) УК РФ. Но ничего подобного нет: любые жалобы на действия сотрудников полиции или отдельных чиновников превращаются в типичную бюрократическую волокиту.
То же самое можно и сказать и о профилактике негативных проявлений со стороны болельщиков, ведь к подавляющему числу правонарушителей на матчах, оформляемых в основном по ст.20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) применяются почему-то только штрафы, а не, например, административный арест, также предполагаемый данной статьей. Применяйся эта норма на практике - и большинство неоднократно подумает, как в случае чего объяснять свое двухнедельное отсутствие на работе или учебе. Ведь отбывание наказания нигде не будет считаться уважительной причиной, а, значит, вполне может отразиться на дальнейшей карьере. Вроде бы все это очевидно, но на деле почему-то не работает. Принятые поправки в КоАП также вряд ли пойдут на пользу, так как наказанием за предлагаемый к введению запрет на посещение матчей предполагается все тот же административный арест. Сразу возникает вопрос: а что мешало применять эту меру ранее? Аналогично и насчет серьезных правонарушений, массовых беспорядков на матчах: в УК РФ давно существует ст.213 (хулиганство). Что не позволяет применять именно ее, зачем изобретать новую?
Касаемо вопроса об использовании пиротехники. Если она не разрешена легально (что само по себе, между прочим, спорно), то ведь помимо человека, зажегшего файер на трибуне, ответственность за совершение данного правонарушения должно нести и лицо, допустившее пронос этого изделия на стадион. Досмотром зрителей у нас в стране всегда занимались правоохранительные органы, но вот штрафуются за подобные инциденты исключительно футбольные клубы. А ведь клубы не имели никаких полномочий для регулирования допуска болельщиков на трибуны. Неужели в нашей стране для того, чтобы профильные службы МВД понесли ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, необходимо, чтобы кто-то пронес на футбол не петарду, а взрывное устройство? Здесь уже можно усмотреть по меньшей мере признаки ст.238 (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и ст.293 (халатность) УК РФ, а также несоблюдение п.5 ст.12 ФЗ «О полиции».
Так можно ли было обойтись без принятия этого Закона? Конечно, можно! Если бы все принятые ранее правовые механизмы реально работали, если бы полиция выполняла свои прямые обязанности, а не имитировала наведение порядка.
Наказание без вины

Итак, Госдума приняла в третьем, окончательном чтении Закон о болельщиках. Документ был внесен в думу в ноябре прошлого года и с тех пор претерпел два чтения. 23 июля состоялось третье, и в итоге закон был принят большинством голосов: при необходимых 226 документ поддержали 302 депутата, один воздержался.


Речь в законе идет о "неопределенном круге спортивных мероприятий". Хотя всем очевидно, что в первую очередь инициатива направлена на футбольные соревнования.
Вообще-то так называемый «Закон о болельщиках» - это не единый нормативный акт, а комплекс поправок и изменений к другим законам. В частности, это Закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несмотря на поправки, доработки и постоянные споры, закон вышел сырым, если не сказать больше. Здесь следует отметить два момента. Первый: комплекс поправок уже принят, и в скором времени (в январе 2014 года, а часть в конце декабря 2014 года) вступит в силу. Но! Второй (и ключевой!) документ - «Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» - до сих пор не утвержден. Т.е. санкции уже есть, но за что конкретно эти санкции следуют, пока не ясно. Существует еще не утвержденный, но такой же сырой, как и закон, проект этих правил.
Теперь подробнее. Сначала рассмотрим уже принятые изменения, а позже обсудим проект Правил поведения зрителей.
Среди новых обязанностей собственников спортивных объектов - сплошь размытые фразы: необходимость «надлежащего содержания инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований, и технического оборудования в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований». Никакой конкретики. Как это будет осуществляться, непонятно. Хозяева стадионов смогут привлекать на договорной основе контролеров-распорядителей, которые должны будут проходить специальную подготовку в порядке, определяемом Минспорта. Контролеры получат право совместно с полицейскими проводить личный осмотр граждан и их вещей при входе на стадион. Снова вопрос: не превратится ли процедура обучения контролеров-распорядителей в формальность и очередную бюрократическую схему, аналогичную, например, получению ЧОПовских лицензий, когда по факту никакие нормативы не сдаются, а лицензии просто покупают? Вопросы, вопросы, вопросы…
Теперь о том, что коснется непосредственно нас - обитателей трибун. Посетители футбольных матчей являются субъектами как гражданского (как владельцы абонементов, покупатели билетов, потребители других продуктов), так и административного права. Если лицо нарушило публичную норму (будь то КоАП или УК), то и заниматься им должны соответствующие органы. Если что-то другое, то будьте любезны к контрагенту: организаторам соревнований, администрации стадиона, клубу и т.д.
Санкции для зрителей за нарушение правил поведения установлены в виде штрафов от 3 до 10 тысяч рублей или обязательных работ на срок до 160 часов с запретом посещать официальные соревнования на срок от 6 месяцев до 3 лет или без такового. Решать, запрещать ли фанатам посещать стадион или нет, будет судья. В случае, если нарушение было совершено повторно или повлекло приостановку или срыв соревнований, штраф составит от 10 до 15 тысяч рублей. Альтернатива - арест до 15 суток с запретом посещать матчи на срок от 6 месяцев до 7 лет или без такового. Ведением списка тех, кому будет запрещено посещать матчи, займется «доблестная» полиция. Причем «отлученным» фанатам не будет возвращаться стоимость входных билетов. Для оказавшихся на трибунах вопреки запрету предусмотрен штраф в размере от 20 до 25 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Эти изменения в КоАП РФ абсолютно несогласованны и неконкретны. Результатом будет произвол со стороны полиции и мировых судов. Включение нового вида (!!!) наказания в виде запрета на посещение соревнований нарушает общие правила системы административных наказаний. Административное законодательство по своей сути универсально, то есть предусматривает узкий круг наказаний за совершение различных правонарушений. Если государство считает, что за каждое вновь «придуманное» правонарушение необходимо создавать новый вид наказания, то необходимо издать отдельную часть кодекса. А сейчас в КоАП уже существует достаточная система составов административных правонарушений. Проще говоря, внесение предложенных дополнений фактически создаст правовой произвол из-за невозможности четко разграничить одни правонарушения с другими. Например, есть такая статья, как мелкое хулиганство 20.1 КоАП. Получается, если предусмотренные в ней, ровно те же самые действия будут совершены на футболе или бадминтоне, то они будут квалифицированы уже по ст.20.31 КоАП. В чем разница, непонятно! Опять же предусмотренная ч.1 ст.20.31 формулировка о нарушении правил поведения зрителей. Так где эти правила поведения, и за нарушение каких именно из них необходимо привлекать к ответственности?!! Да с такими формулировками по этой статье можно привлечь каждого второго зрителя! Возвращаясь к административному запрету, стоит отметить, что такая мера наказания и ответственность за ее нарушение необоснованно жестки и не соответствуют общественной опасности самого правонарушения. В чем выражается общественная опасность от появления «забаненного» лица на матче - определить невозможно, потому что ее изначально вообще нет, пока это лицо не совершит что-либо запрещенное. К тому же так называемая «вилка» наказания - от 6 месяцев до 3 лет - просто огромная, что приведет к неоправданному завышению сроков судом при отсутствии реальных оснований к этому. Да и чем будет руководствоваться судья при определении срока, неясно…
Как и следовало ожидать, про ответственность полиции и контролеров-распорядителей в Законе нет ни слова. Российская полиция умеет культивировать злобу, агрессию и ненависть. Мы никогда не построим правовое общество. При такой полиции оно просто невозможно.
А ведь по справедливости: если болельщик, совершивший нарушение на стадионе, должен понести крупный штраф вплоть до запрета на посещение матчей, то и сотрудник, нарушивший законные права болельщика или проявивший самоуправство, должен быть справедливо наказан, например, увольнением с занимаемой должности. Почему бы не пойти по примеру административной практики за нарушение ПДД: установить обязательное предъявление доказательств в виде четкой видеосъемки при задержании за нарушения Правил поведения зрителей? Нет видеосъемки - нет и административного наказания.
Ну, а поскольку Правила еще не утверждены и находятся в разработке, то получается, что уже придумали, как наказать фанатов, но не придумали, за что их наказать. Без вины виноватые.
Последний гвоздь в крышку гроба

Теперь о проекте так называемых Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. В ближайшее время он должен быть утвержден. Остановимся на наиболее интересных моментах, которые пока еще можно изменить. Вот несколько выдержек из проекта с небольшими комментариями.
О запретах для зрителей.
Пункт 7.5. Оскорбление других лиц (в том числе с использованием баннеров, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации оскорбительного характера), и совершение иных действий, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, либо направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Оскорбление - понятие оценочное, и трактовать, видимо, его будут достаточно широко. Так, как будет удобно полицейским и судьям.
7.6.     Использование элементов одежды, иных предметов или методов с целью закрытия лица, кроме случаев, обусловленных погодными условиями. Опять же, непонятно, будут ли солнцезащитные очки и головные уборы считаться такими предметами? Если я немного натяну клубный шарф на подбородок - это тоже будет сокрытием лица? Нарушение общественной морали и норм поведения путем обнажения частей тела во время нахождения на объекте спорта. По сути - нам запретят раздеваться по торсу. А если придираться к формулировкам, то лицо - это тоже часть тела. То есть в одной и той же статье его запрещается и закрывать, и открывать! А в шортах или мини-юбках приходить можно, ведь ноги - тоже часть тела? А в футболках с открытым рукавом?
7.7. и) пропагандистских материалов экстремистского характера или содержащих нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику экстремистских организаций, а равно атрибутику или символику, сходную до степени смешения. Степень смешения, судя по всему, будут определять рядовые полицейские, окончившие ПТУ на тройки, и с проносом на сектор каждого баннера или флага возникнут очередные споры и потеря времени.
7.14. Использование профессионального фото- и видеооборудования. Т.е. правонарушения фанатов снимать можно, а злоупотребление должностными полномочиями полицейских и контролеров-распорядителей снимать нельзя, пусть и профессиональным оборудованием. А «профессиональность» кто будет определять? Тот же сержант? Маленький фотик можно, большой - нельзя?
Перейдем к тому, что можно проносить на сектор.
Пункт 8. Средства поддержки, на которые не требуется предварительного согласования с организатором официального спортивного соревнования должны соответствовать требованиям Приложения к настоящим Правилам, а также нижеследующим требованиям:
8.1.     Не должны содержать надписей политического, экстремистского, провокационного или рекламного характера, оскорблений, ненормативную лексику или непристойные изображения.
8.2.     Не должны содержать нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику экстремистских организаций, а равно атрибутику или символику, сходную с ними до степени смешения. И снова мы возвращаемся к оценочной категории. Черепа и прочие символы завернут на входе. Снова будут по прихоти полицейского-недоучки заворачивать тот или иной баннер, а в дальнейшем введут запрет и на ношение футболок с надписями на иностранном языке.
8.3.     Должны быть направлены на поддержку участника (участников) официального спортивного соревнования. Опять же, непонятная формулировка, позволяющая по формальному признаку запретить вам пройти на сектор в не понравившейся контролеру-шизофренику футболке, кепке, шарфе. Клубные цвета на матче сборной также влегкую попадают под запрет.
8.6.            Средства поддержки, содержащие слова и выражения на государственных языках республик Российской Федерации и (или) иностранных языках, должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык, который будет предоставляться официальным представителем объединения болельщиков при проносе баннера на сектор. Бюрократия в чистом виде! Теперь нужно отстоять очередь к нотариусу, заплатить госпошлину, да и вообще не факт, что нотариус не откажется переводить и заверять прожженный баннер, или не переведет его с неприемлемой для контроля формулировкой. Бред! Непонятно, будет ли документ с переводом оставаться у полицейских (то есть его нужно будет заново готовить на каждый матч) или достаточно одного экземпляра? Чувствуете, к чему идет? Нас ставят в такие условия, когда человек, прежде чем взять с собой неофициальную атрибутику клуба, сто раз подумает и в итоге плюнет: ну его нах, один геморрой с ней, оставлю дома. А дальше? Ну его нах, этот стадион, посмотрю-ка в пабе. Ну, вы поняли…
12. Лицо, уполномоченное организатором официального спортивного соревнования на согласование средств поддержки, обязано письменно сообщить о принятом решении заявителю. За какое время огласят данное решение? За час до матча? Тем самым чиновники смогут формально соблюсти процедуру согласования и не дать возможности успеть обжаловать это решение или организовать подготовленный перфоманс.
О санкциях.
Пункт 25. К лицам, нарушающим настоящие Правила могут быть применены следующие санкции, в том числе по совокупности:
25.1. удаление нарушителя с места проведения официального спортивного соревнования без возмещения стоимости входного билета и иных расходов;
25.2. аннулирование абонемента (клубной карты) на посещение официальных спортивных соревнований;
25.3. привлечение к административной или уголовной ответственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
25.4. привлечение к гражданско-правовой ответственности в случае причинения материального ущерба объекту спорта или лицу, находящемуся на объекте спорта при проведении официального спортивного соревнования;
25.5.       запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни проведения официальных спортивных соревнований способами, не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации, в том числе посредством отказа в продаже билетов или в проходе, нахождении на объекте спорта. За какие конкретно нарушения и какие конкретно санкции из вышеприведенных будут применены? Широчайшее поле для произвола!
27. Отказ физическому лицу в продаже входных билетов или в проходе, нахождении на объекте спорта возможен в любом из следующих случаев установленных ранее нарушений настоящих Правил на любом из мест проведения официальных спортивных соревнований:
27.1. пронос или использование на объекте спорта пиротехнических изделий;
27.2. организация или участие в массовых беспорядках в местах проведениях официальных спортивных соревнований до, во время и после проведения официального спортивного соревнований. За какое время до и после проведения соревнований?
27.3. оказание на объекте спорта физического сопротивления контролерам (распорядителям) или сотрудникам органов внутренних дел. Если вы случайно наступите на ногу контролеру - это будет физическим сопротивлением…
27.4. находясь в месте проведения официальных спортивных соревнований, сокрытие зрителем своего лица при совершении противоправных действий, как обстоятельство, отягчающее вину;
27.5. порча или уничтожение имущества, находящегося на объекте спорта. Встав ногами на грязное кресло - вы уже портите имущество стадиона.
27.6. совершение зрителем действий, приведших к приостановлению, срыву или отмене официального спортивного соревнования.
27.7.        совершение зрителем действий, приведших к причинению иным лицам, находящимся в месте проведения официального спортивного соревнования, вреда их здоровью или жизни. И снова общие фразы, дублирующие предыдущие нормы.
Согласно проекту Правил разрешены к проносу:
- Любые мегафоны мощностью не более 200 Вт, количество не более 1 единицы на сектор объекта спорта. Использовать разрешено только в секторах активной поддержки. О-па. Следовательно, для каждой арены необходимо на бумаге закрепить подобные сектора. На массовых выездах, где дополнительно открывают сектора для гостевых фанатов, также необходимо своевременно вносить изменения, указывая, что на такой-то матч сектор приобретает статус «для активной поддержки». Иначе - снова даем повод для формального отказа в проносе вроде бы разрешенного стаффа.
- Барабаны: D до 60 см, H до 40 см. Использовать разрешено только в секторах активной поддержки.
- Флаги до 2 м х 1,5 м, на древках не более 1,5 м в длину и 2,5 см в диаметре (Только на пластиковых пустотелых (телескопических) древках. Надписи на иностранных языках и языках народов России должны иметь перевод на русский язык, заверенный в нотариальном порядке).
- Баннеры до 2 м х 1,5 м (При наличии сертификата противопожарной безопасности. Надписи на иностранных языках и языках народов России должны иметь перевод на русский язык, заверенный в нотариальном порядке). Еще один бюрократический документ - сертификат противопожарной безопасности. С этими сертификатами возникнет немало проблем (за примером далеко ходить не надо - эта хрень уже пару лет как обязательна в КХЛ). Ибо пожарный - он тоже должностное лицо. В случае чего его и сделают крайним - он же подписался под сертификатом.
- Баннеры и флаги крупных размеров (При наличии сертификата противопожарной безопасности. Надписи на иностранных языках и языках народов России должны иметь перевод на русский язык, заверенный в нотариальном порядке. Использовать разрешено только в секторах активной поддержки, если иное не согласовано с организатором официального спортивного соревнования).
В общем… принятие Правил в вышеприведенной редакции станет последним гвоздем в крышку гроба такого явления, как фанатизм.


Прогнозы

Ничего страшного, скажут некоторые. Особо ничего не изменилось. Да нет, изменилось, да еще как! Мы уже проиграли функционерам, мы своими инертностью и безразличием допустили принятие этого закона. Нас уничтожают как класс.
Посмотрите, кто больше всего кричит о необходимости принятия этого Закона? Правильно, люди, далекие от посещения стадионов! Так называемые эксперты, ага. Это примерно то же самое, как если сапожник будет указывать хирургу, как надо оперировать пациента.
Мы сами допустили принятие репрессивного закона. Помните об этом, когда вас отправят в отделение полиции не только за пиротехнику, но и за баннер против поведения игрока или какой-нибудь глупости владельцев клуба.
И снова мы возвращаемся к замене стадионной публики. Послушный, состоятельный зритель, которому впарят продукт под названием «футбол», в принципе не должен в этом футболе разбираться. Его должны привлекать на стадион чирлидерши, предматчевое шоу, тупой DJ, запускающий волну, и возможность вкусно покушать и развлечься, потратив немалые деньги. Твоя многолетняя преданность своим цветам - бессонные ночи в отделениях, вписки на вокзалах, сорванный голос, шрамы - в глазах хозяев клуба сущий пустяк по сравнению с хрустом вожделенных бумажек в карманах состоятельного кузьмича.
Как мыслят чиновники? Давайте-ка примем парочку драконовских законов, устроим несколько показательных процессов, покошмарим этих люмпенов-фанатов, глядишь, и остальные остынут, а еще лучше, уйдут со стадионов. Так и хочется сказать: «Не дождетесь, мрази!» Но… Прогнозы не радужные. Многие завяжут: семь лет (да что там семь, один сезон!) без футбола, нереальные штрафы - этого некоторым будет достаточно для того, чтобы покинуть трибуны навсегда. В низших лигах, куда многие подались искать романтику старой школы, репрессии будут молниеносными. Грядки, насчитывающие всего пару десятков щщей, исчезнут после первых же штрафов и арестов. Заглянув в недалекое будущее, можно спрогнозировать, что на заворотных трибунах, конечно, останутся суппортеры, но у нашего поколения назвать их фанатами язык не повернется.
Что делать? Раз уж теперь мы вынуждены «играть» по их правилам, нужно пытаться всеми силами добиться внесения в уже принятые законы таких норм, которые помогут нам выявить тех, кто превысил свои должностные полномочия, кто ограничивает наши свободы. Если нам предлагают закрепить за каждым флагом ответственное лицо, то давайте и мы предложим присвоить каждому сотруднику полиции, контролеру-распорядителю определенный номер, чтобы легче было идентифицировать виновного. Предложим удобную нам процедуру согласования перфомансов, флагов, баннеров и т.д. Время на то, чтобы повлиять на текст Правил поведения зрителей, у нас еще есть, но его не так много.
А в целом принятие Закона о болельщиках - это один из последних шагов по устранению фанатов как класса. Это наша общая беда, которая должна объединить всех русских суппортеров. Мы ведь всегда кому-то противостояли - общественному мнению, ментовскому беспределу, продажным СМИ, гопникам, засилью всякой нечисти, наконец.
Нам остается всеми способами бороться за свои трибуны, свою свободу, свои права, наконец! Не баннерами, перфомансами или зарядами, а уже, увы, в кабинетах…

Гражданское право, Госорганы, rebels, Уголовная ответственность, old school, Административная ответственность, ЦСКА, чтиво, Защита прав потребителей

Previous post Next post
Up