Тадеуш Налепа и группа «Breakout».

Mar 11, 2015 16:21



Его называют крестным отцом польского блюза. Но его значение в польской музыки, безусловно, выходит за рамки этого музыкального жанра. Тадеуш Налепа родился в 1943 г. под Жешовом. Он с детства занимался музыкой. В 1965 г. он основал группу под названием «Blackout» и отправился покорять всю Польшу. Через несколько лет, уже имея на счету несколько хитов, группа распалась, и в 1968 г. Налепа собрал новую команду и назвал ее «Breakout». «Breakout» отказался от господствовавшей в польской музыке эстетики «биг-бита» и представил новую рок-музыку западного образца.



Breakout - Kiedy byłem małym chłopcem

image Click to view





Тадеуш Налепа (Tadeusz Nalepa), "отец польского блюза", родился 28 августа 1943 года в городке Зглобень около Жешова. Начал свою карьеру с выступления на Втором Фестивале молодых талантов в Щецине в 1963, где вместе с Мирой Кубасиньской обратил на себя особое внимание. Двумя годами позже Налепа основал свою первую группу под названием “Blaсkout”. Группа эта, играя чистейший вариант «биг-бита» стала очень популярна у самой широкой публики. Плодом работы "Blaсkout" стал лонгплей, названный просто “Blaсkout”, а также большое количество синглов.

Breakout - Oślepił mnie deszcz

image Click to view





Blaсkout

Через несколько лет, уже имея на счету несколько хитов, группа распалась, и в 1968 г. Налепа собрал новую команду и назвал ее «Breakout». Первоначальный состав группы был таков: Тадеуш Налепа - гитара, вокал, Мира Кубасиньска - вокал, Кшиштоф Длутовский - орган, Януш Зелиньский - бас, и Юзеф Хайдаш - ударные. В таком составе они дали свой первый концерт 21 февраля 1968 года в клубе «Стодола». В течение нескольких месяцев группа играла концерты в голландских клубах, где их принимали за группу британскую. В репертуаре, кроме прочего, были кавера "Cream" и "Vanilla Fudge". На заработанные таким способом деньги было куплено новое оборудование и инструменты, благодаря чему группа добилась совершенного, «породистого» звучания. В 1969 появляется их дебютный диск «На другом краю Радуги». Материал, на нем содержащийся, колеблется между откровенно «хендриксовскими» номерами, как «Если бы ты любил, эй!», «Пошла бы я за тобой» и очень консервативными произведениями еще времен "Blaсkout". В записи принял участие самобытный джазмен Влодзимеж Нагорный, который сыграл виртуозные сольные партии. В опросе читателей журнала «Музикорама» альбом был признан «пластинкой года».

Breakout - Co stało się kwiatom

image Click to view





Breakout

Это была настоящая революция на польской сцене. Давая концерты на Западе, коллектив усвоил новейшие тенденции современной рок-музыки и по возвращении в Польшу поразил публику не только прекрасным звучанием, световым шоу и хипповатым внешним видом, но прежде всего самой музыкой. "Breakout" отказался от господствовавшей в польской музыке эстетики «биг-бита» и представил новую рок-музыку западного образца.



Breakout - Daję ci próg

image Click to view



Налепа оказался талантливым композитором. Песни из репертуара группы («Если бы ты любил, эй!», «Пошла бы я за тобой» и др.) вошли в канон польской популярной музыки.



Сам внешний вид участников группы не оставлял сомнений, что их музыка представляет собой выдающееся явление: рубашки с яркими узорами, прически хиппи - этот имидж никак не стыковался с действительностью времен Гомулки. В частности, именно это было причиной того, что группу не показывали по телевизору, не допускали к участию в фестивалях. Верность Налепы избранному стилю стала для фанатов символом - лидер группы "Breakout" стал идолом контркультуры. Но идеология его не интересовала - главное была музыка.

Breakout - Pomaluj moje sny

image Click to view





Второй лонгплей группы, «70 А», предвещает смену стилистики "Breakout". О повороте к стилистике блюз-рока свидетельствуют такие вещи, как «Налетел сильный дождь» и «Прекрасно», поразительной красоты блюзы. С блюзом Налепа впервые столкнулся в 1965 году, когда в Польше гастролировала группа "Animals". Эрик Бёрдон тогда привез в Польшу магнитофонные записи черных блюзменов.



С сыном Петром

Breakout - W pochodzie codziennosci

image Click to view



Также начались перестановки в составе группы. Влодзимеж Нагорный отказался от сотрудничества с "Breakout", устав от «рокерского» образа жизни. На месте басиста Михала Музольфа появился Юзеф Скржек, который вскоре, после ссоры с Хайдашем, также оставил группу. Фактически на каждой пластике группы с тех пор играл разный состав музыкантов.



Налепа постоянно экспериментировал. Если на втором альбоме группы звучание было скорее хард-роковым, но уже на третьем группа нашла «свое». Не случайно она носила название «Блюз». С этих пор он был верен прежде всего блюзу. Его стали называть «отцом польского блюза»: «Я бы мог быть даже матерью, - шутил Налепа в одном из интервью. - Я уже ни на какие прозвища не обижаюсь. Просто я записал первую в Польше пластинку с блюзом, вот и все».

Breakout - Powiedzmy To

image Click to view





Мира Кубасиньска

С 1971 года Тадеуш Налепа делит свое творчество на репертуар блюз-роковый, записываемой под вывеской "Breakout", и более легкий, песенный, выпускаемый на сольных альбомах Миры Кубасиньской. Группа записала классические, ставшие легендарными блюзовые альбомы - «Блюз», «Карате» и «Камни». Под именем Миры Кубасиньской появились пластинки ‘Mira” и “Ogien”, содержащие материал, находящийся на стыке поп- и рок-музыки.



До соединения этих двух направлений дело доходит в 1977 году на пластинке “NOL” («Неопознанный летающий объект»), на которой очень удачно использованы клавишные инструменты. В 1979 выходит последний альбом группы, “ZOL” («Опознанный летающий объект») . Выпущенный в том же самом году альбом «Парус Земли» трудно причислить к их основной дискографии. Тексты, прославляющие спорт, никак не могут заинтересовать любителя блюза. В 1980 "Breakout" распались.

Mira Kubasinska & Breakout - Poszlabym za toba

image Click to view





После завершения деятельности группы, Тадеуш начал сольную деятельность. Его соло-дебют состоялся в феврале 1982 года в Варшавском зале "Гвардия" в цикле концертов "Rock-Block". 27 апреля 1982 он выступил в Катовице на 2-ом Фестивале "Rawa Blues '82". Во время этого выступления ему аккомпанировали музыканты, которые принимали участие в сессиях записи альбома Изабеллы Трояновской "Układy" в декабре 1981-го. В июле 1982 года в краковской студии "Театра Stu" была записана пластинка "Прощальный цирк" с Изабеллой Трояновской, которая не была пропущена польской цензурой из-за того, что некоторые песни содержали критику военного положения, введённого в Польше в 1981-83 гг. Изабелла Трояновска оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны - давление официальных властей, с другой - критика "Солидарности" за её концерт в Зале Конгрессов для партийных функционеров. Ей пришлось покинуть страну - вместе с мужем они уехали в Голландию, потом в США, Англию, а в 1987 году осели в Западном Берлине... Сам альбом был выпущен только через 11 лет, в 1993 году.

Mira Kubasińska & Breakout - Na dnie moich oczu

image Click to view





Уже в декабре 1982 года в хит-парада «Тройки» появилась песня Налепы «Вот мой блюз». Через несколько лет большим хитом была его песня «Научился неверию». В 1986 появился первый лонгплей под именем Налепы, “Live 1986”, являющийся, в сущности, просто записью концертного выступления.

Breakout - Rzeka dzieciństwa

image Click to view





В 1987 году вышел диск «Сон чудака». Сессионными музыкантами на ней были, кроме прочих, джазмен Томаш Шукальский и гитарист Анжей Новак (экс-"TSA", участник группы Мартина Якубовича) В следующем году вышел следующий альбом Налепы, «Numero Uno», записанный с помощью участников группы «Джем» во время отсутствия их лидера Ришарда Ридла. В 1989 году появился двойной сборник, содержащий записи с разными составами, сделанные с 1982 по 1988 годы, названный «Вот мой блюз». Возможно, это лучшее сольное издание Налепы.



В 1990-х годах появлялись следующие альбомы, как под именем Налепы, так и под названием “Breakout”.

Tadeusz Nalepa - Modlitwa

image Click to view





С сыном

Со временем Налепа все реже давал концерты в связи с ухудшавшимся состоянием здоровья. «Я смиренно принимаю все, что мне выпадает - и болезни, и несчастья, - говорил он. - Тяготы человеку тоже нужны».



Умер Налепа 4 марта 2007 г. из-за серьёзной болезни.

Breakout - Biel

image Click to view





В 2007 г. в Жешове состоялся концерт памяти Миры Кубасиньской и Тадеуша Налепы.



Tadeusz Nalepa - Nocą puka ktoś

image Click to view





Breakout - Gdybys kochal hej

image Click to view





Лестница в небо

blues rock, Польша, Музыка, Тадеуш Налепа, breakout, rock

Previous post Next post
Up