Dec 09, 2015 12:15
Жена у меня, как я уже неоднократно упоминал, преподает в медицинской академии. В том числе и зарубежным оболтусам.
Ну а я в свое время защитил ведь магистерскую диссертацию по педагогике, так как счел это более полезным и интересным, нежели защищаться в психологии, а вдобавок жутко интересуюсь всякой кросс-культурностью.
По этим двум причинам мне нередко весьма интересно послушать рассказы женушки о том, как она преподает всяким арабам, китайцам и прочим эфиопам.
Ну и вот в последнее время много обсуждаем ее студентку Фарах в противопоставлении ее же студенту Абухашишу. Про славного студента Абухашиша я немножко упоминал в одном из постов не так давно :)
И вот Фарах - это такая типичная девочка-отличница в экстремальном исполнении. Она непрерывно и неистово сосредоточена на предотвращении возможных угроз ее будущему диплому с отличием. Для чего дергает преподавателей за рукав с глазами котика и отчаянно зубрит все, что скажут. И на всякий случай решает все задачи из задачника по теме, а не только ту, которую задали лично ей.
Студент же Абухашиш был недавно попрекаем еще одной преподавательницей за отсутствие должной старательности. Мол, ты же умный-то хлопец, что ж ты вот не стараешься? Что ж ты вот, например, не учишь выпускные тесты?
Абухашиш в ответ на это спросил: "Я что, попугай все это заучивать? Зачем?". И сообщил: "Будет дело к лету, будет дело идти к тестам - а вот тогда и выучу".
И при этом Абухашиш регулярно демонстрирует, что он вполне справляется. Хлопец не знает довольно многие частности - например, не может сходу определить заболевание в описании клинического случая и не знает, что с ним делать, - но он знает базовые принципы. И начинает думать. И из одного выводит второе, из второго третье, и так далее. И обычно результат его размышлений оказывается верен.
Студентка же Фарах - она иначе. Если она сталкивается с классическим случаем - она его узнает моментально. И моментально излагает верный стандарт лечения. Если же кейс выходит за рамки описанного в учебнике - в этих случаях студентка Фарах начинает нервно выкрикивать подряд все, что она знает. До тех пор, пока преподаватель не кивнет.
И это легко объяснимо. На чем сосредоточена мысль студентки Фарах? Правильно: на том, молодец ли она. И в таком случае все остальные соображения уже просто в голове не помещаются.
И студент Абухашиш называет ее иронически "Сканер".
На что Фарах называет его балбесом.
В завершение же скажу еще вот что. Студент Абухашиш, помимо всего прочего, клал весь свой арабский болт со всего размаху на любые классификации. Он их не учит. Но если попросить его, - хотя нет, попросить тут обычно не хватает, правильно будет - если принудить его что-нибудь классифицировать... То студент Абухашиш на ходу из собственной головы соорудит вполне себе логичную классификацию. И практически всегда оказывается, что сходную классификацию какое-нибудь светило медицины уже придумало. И она вполне себе используется в теории и практике.
Вот такая вот история. Нахожу ее хоть и типичной, но яркой и поучительной. Описывающей многое.
И с психотерапевтической точки зрения здесь достаточно иллюстративно то, что мнение Абухашиша о том, что он не дурак - непоколебимо вообще! И не представляет собой никакого поля для дискуссий. Дискутировать Абухашиш готов о том, выучил ли он тест. Но к его личным качествам, по его глубочайшему убеждению, выучивание либо невыучивание им теста - не имеет ни малейшего вообще отношения.
Хорошего дня :)
P.S. И на этом фоне вершиной дзена выглядит сидящий на задней парте китайский студент Су Шуай. Который все время молчит. И иногда благостно улыбается и реагирует на окружающее легким, едва заметным кивком головы. Это уже к вопросу кросс-культурности :)
За жизнь,
Психотерапия,
Голландский человек