Часть два
Итак, в прошлый раз мы закончили на том, что когнитивный психотерапевт помогает человеку возвратить себе здравый взгляд на вещи.
Как он это делает?
Для начала, на самом первом этапе работы, человека довольно часто бывает необходимо, как я это называю, "вернуть в чувства".
Дело в том, что человек, бывает, так погружается в переживания своей проблемы, что перестает замечать, а что с ним, собственно, происходит. С ним, а также и вокруг него.
Живет как в полусне.
Не замечает, что солнце греет ему спину, а ветер дует в его лицо. Не замечает, что пообедать пора. Ему бросается в глаза, что у него трясутся руки, но он не отдает себе отчета, почему. Он не понимает, что это потому что он очень разозлился. Или понимает, что он зол, но не понимает толком, почему и на кого злится. Он может даже сесть в метро, ехать, ехать, и вдруг внезапно обнаружить себя совсем не на той станции, на которую собирался приехать. Чего только с человеком не бывает.
И люди так могут жить неделями. Месяцами.
Спросишь у такого человека: "О чем ты сейчас думал?". В ответ услышишь: "Нуу... ээээ...".
И вот надо вернуть человеку привычку обращать внимание на происходящее. Происходящее вокруг него, да и с ним самим, конечно.
Это делается очень просто. Человеку надо всего лишь время от времени, регулярно, задавать себе несколько простейших вопросов: что я сейчас делаю? О чем я сейчас думаю? И - что я сейчас чувствую (или в варианте, который я нахожу более лучшим: нравится мне это или нет)?
Ну и, естественно, находить на эти вопросы ответы.
Обычно такой вот нехитрой методики вполне достаточно.
После того, как это сделано, после того, как такая привычка у человека выработалась - можно переходить к следующему этапу работы.
В предыдущем посте было написано, что когнитивный психотерапевт изменяет эмоции, которые испытывает человек, через изменение взгляда этого человека на вещи.
Вот и начинаем на этом этапе уже концентрироваться на мыслях, которые клиент думает.
Как это делается?
Когда клиент сообщает, что испытывает (испытывал раньше) какую-либо эмоцию - психотерапевт спрашивает: "А что ты перед этим подумал?".
Клиент докладывается: мол, подумал вот об этом.
И вот далее с этой мыслью (мыслями) и начинается работа. Как она выглядит?
Безусловно, тут вариантов много, и это вообще довольно непростая работа. Если бы все было просто, тут бы психотерапевт был и не нужен-то: достаточно было бы написать книжку, которую все желающие почитали бы, сделали, как в ней написано, и выздоровели. Или пост :)
Но в принципе, всю эту работу можно так или иначе свести к трем основным разновидностям.
Во-первых, терапевт учит клиента хотя бы более-менее связно и непротиворечиво думать. Каким образом? Он показывает прорехи в мыслях клиента и предлагает клиенту что-нибудь с этими своими ошибками сделать. Придумать что-нибудь менее противоречивое и косячное. Он не учит клиента, он не педагог. Он спрашивает клиента: "И че это вот за ерунда? Ну не складывается, не срастается. Глупость придумал, думай дальше, как бы тут поумнее придумать". По-научному это называется "сократическим диалогом", или, в более лично мне симпатичном варианте формулировки, "сократической иронией" - если кому дополнительно интересно, погуглите.
Во-вторых, он учит клиента более комплексному мышлению, учит видеть вещи не с одной какой-либо стороны, а с разных.
Это наиболее удобно делать, на мой взгляд, с помощью так называемой "техники семи колонок" (прямо шаолиньское что-то, однако).
Подробно описывать эту технику я не стану, суть ее в следующем. У клиента есть какая-то идея. Например, клиентка злится на Васю оттого, что Вася - скотина. Клиентке предлагается описать факты, которые подтверждают эту гипотезу. С этим клиентка обычно справляется на раз, с полпинка. Но после этого, для того, чтобы клиентка не видела картину только в черных тонах, ей предлагается описать факты, которые подтверждают противоположное: что Вася - не дурак. С этим уже клиентка справляется обычно кряхтя, чертыхаясь, теряясь, и часто после изрядного количества этих самых полпинков. Но нет и стремления побудить клиентку видеть все только в белых, благостных тонах! Потому что это будет такой же уход от реальности, как и черная картина. Поэтому далее клиентка побуждается к тому, чтобы составить из двух этих противоположностей - черной и белой - комплексное видение этого вопроса. Что Вася в чем-то дурак, а в чем-то и нет. Что с утра Вася, может, и дурак, зато к вечеру резко умнеет. И так далее.
Тут считаю полезным дополнить двумя примечаниями.
Во-первых, для этого довольно часто приходится операционализовывать понятия.
То есть: переводить их на язык каких-то простых действий, которые можно увидеть глазами, пощупать руками, услышать. Понюхать, в конце концов.
Человек очень часто уходит в своих мыслях в лютую шизоидность, добротно воспаряя и совершенно отрываясь ногами от земли.
Например, приходит женщина и сообщает терапевту, что вот Василий Петрович, мол, совсем-совсем ее не любит. И это - ну совершенно ей очевидно. Раньше вот любил, а теперь вот не любит. И от этого ей очень печально.
Это - совершенно шизоидная мысль.
Потому что "любовь" - это полнейшая, чистейшей воды абстракция. Отличать абстракции от фактов я обычно научаю людей следующим образом: предлагаю посмотреть вокруг себя по комнате - не завалялась ли где-нибудь в углу любовь? Или, может, на диване лежит? Или под диваном? Или за занавеской ее кто-нибудь спрятал? Может, стоит выглянуть в окно: может, она там растет около подъезда?
И если мы нечто не можем увидеть, услышать и так далее - значит, это нечто имеет место быть только в нашей голове. Абстрактный конструкт. Умственная конструкция. Конструкция ума. Игры разума. Мысль.
И вот терапевт доводит тогда до клиентки, что "любить" (или "не любить") - это вообще-то такое, до крайности расплывчатое понятие. Каждый понимает под ним то, что ему вздумается. Ну, например, для кого-то "любить" - это звонить каждый день, и лучше по три раза, и интересоваться, как у тебя дела. А для другого человека "любить" - это как раз вот не звонить без конца и не парить мозг, а принять, наконец, во внимание то, что тебе хочется посидеть в одиночестве и подумать о том о сем. Для кого-то "любить" - это когда тебя балуют и угождают. А для кого-то - "бьет, значит, любит".
В общем, "кому и кобыла невеста", как бессмертно сформулировали Ильф и Петров (кстати, давно не перечитывал, надо бы).
И вот и начинает терапевт расспрашивать женщину: когда Василий Петрович ее не любит - это вот что он делает? Каковы поступки Василия Петровича?
То есть, например: ругаться на нее - то есть говорить грозно, однозначно, иногда громко, и не то, что ей хотелось бы слышать, - это ее не любить. Приходить домой в 11 вечера и не рассказывать, где был до этого - это ее не любить.
А приходить домой сразу после работы, улыбаться ей, спрашивать о том, чем она занималась и гладить ее по спине правой рукой, левой рукой вручая в это время букет - это ее любить.
А во-вторых, после этой операционализации, то есть переведения абстрактного конструкта в нечто зримое и слышимое, когда мы начинаем искать некие подтверждения и опровержения мыслям женщины о том, что Василий искомый Петрович ее не любит - эти опровержения и подтверждения мы ищем как раз вот в виде фактов. Не догадок! Не соображений! Не домыслов! Фактов! Того, что можно увидеть, услышать, и так далее.
Ну и теперь, в завершение этого длинного текста - третья разновидность того, чем занимается когнитивный терапевт в ходе возвращения клиенту способности к здравому мышлению.
Это - побуждение клиента к экспериментированию. К практической проверке соображений этого самого клиента.
Очень часто человек сидит, парится, и ни разу не пытается проверить, справедливо ли парится.
Считает вот, допустим, женщина, что она ужасно непривлекательная для мужчин потому что ужасно толстая.
И ни разу не пойдет и не спросит у мужиков, человек так у тридцати, для обеспечения хотя бы минимальной статистической репрезентативности выборки: "Слушай, я правда вот такая толстая, что смотреть на меня неприятно?".
А вот ты ее попинаешь, попинаешь, она пойдет и спросит. И бывает, возвращается вся такая, чуть не приплясывая :) С возгласами, умещающимися в "ого-го!" и "эге-ге!" :)
Ну и вот. На этом пока и завершим эту вторую часть рассказа о том, чем и как занимаются когнитивные терапевты.
Для большей понятности обобщим и резюмируем: сначала при необходимости терапевт приводит клиента "в чувства". Возвращает ему здоровую привычку замечать, что происходит с ним и вокруг него.
А потом начинает прорабатывать его мысли, связанные с его печалями, предлагая ему проверить, справедливо ли то, что он думает; не односторонне ли его мышление, комплексно ли он видит вещи; не пропускает ли он чего-нибудь существенного в своих размышлениях, совершая чрезмерные логические ошибки. Возвращает витание его мыслей "на землю".
То есть, по сути, терапевт вместе с клиентом попросту занимается проверкой: а справедливо ли он он смотрит на вещи? Дельно ли? Верны ли его мысли? Или он ошибается, глупости думает? И эмоции его, соответственно, не по делу?
Ну и, соответственно, учит его самостоятельно заниматься таковой проверкой.
Как показывают неоднократно проведенные и проводимые исследования, возвращение клиенту здравого мышления обычно весьма способствует возрастанию его эмоционального благополучия.
Но!
Это только первый этап работы.
Который, как написано, обычно уже весьма способствует.
Но - обычно способствует пока еще краткосрочно: временному снятию симптомов.
И поэтому далее обычно следует следующий этап работы.
О котором я напишу в следующем, завершающем посте этой серии.
То би континьюед, доброго всем здоровья.