Originally posted by
rubstein at
чувства как маркер процессаЭто продолжение темы, начатой
здесь. В книге "Тренинг управления эмоциями" я подробно описала работу с чувствами, значение каждого из них, смысл процесса, который они маркируют. Я не знаю, есть ли эта книга в продаже, но скоро у "Эксмо" кончаются права на нее, и я планирую заняться ее публикацией сама. Многие качают ее на торрентах.
Поэтому подробно разворачивать каждое чувство здесь не буду, опишу общую для всех чувств динамику.
Организм живет по принципу "стимул - реакция (ответ)". Стимулы бывают внешние (внешнее воздействие среды на человека) и внутренние (организмические потребности и вся пирамида Маслоу).
Душевный и мыслительный труд начинаются с того момента, как организм получил стимул, и предметом его является внимание к реакции и коррекция выработки реактивного ответа на стимул. Естественно, ответ перестает быть реактивным от такой работы, потому что часть энергии ответа расходуется на работу внимания и коррекции.
Я делю реактивность на два способа: 1. простая животная реактивность (прямое выражение инстинкта) 2. автоматическая подстройка дрессированного человека. Ни в первом, ни во втором способе нет осознанности. Это чистая автоматика. Первая - инстинктивная, вторая - подавляющая инстинкт. Обе стратегии могут быть у одного и того же человека по разным поводам.
Естественно, работа с этими двумя способами, их осознавание и коррекция, строится по разному.
Инстинктивную реакцию осознают на степень адекватности и уместности и переводят в цивилизованную форму, а автоматическое подавление останавливают и рассматривают подавляемый инстинкт, а затем ему так же придают цивилизованную форму.
Поначалу такую работу учатся совершать при помощи учителя, терапевта, тренера на регулярных встречах. Пока не выработается стойкий навык осознавания своих процессов - чувства и, затем, инстинкта, и, затем, поиска формы, экспериментирования с формами. Когда навык сформирован, с учителем встречаются реже для поддержания "спортивной формы" в кризисных ситуациях и в случае встречи с новым, доселе не обнаруженным, процессом.
Результатами такой работы являются: 1. научение навыкам долгосрочного сотрудничества, 2. умение управлять своими эмоциями, 3. развитие креативности, умение комбинировать, выбирать, экспериментировать, 4. раскрытие энергии активного действия, 5. глубокий духовный рост, 6. переработка прошлого опыта и освобождение от автоматических повторений одних и тех же сценариев в поведении и в ситуациях, 7. умение выбирать людей в свое окружение.
Я думаю, есть еще результаты, для каждого свои. Я перечислила самые главные, на мой взгляд.
Все эти приобретения становятся возможны благодаря ответственному труду над собой. Многолетнему.
У меня были клиенты, которые делали за месяц то, что делали другие за годы. Скорость научения зависит от степени ответственности обучаемого, смелости работать со своими состояниями и устойчивого намерения овладеть этими навыками, то есть - воля к жизни и к развитию.