Как вырастить ребёнка счастливым

Mar 01, 2017 09:57



Мы живём в неправильном мире. В этом неправильном мире крайне трудно вырастить счастливых детей. Главная трудность заключается вот в чём - неправильность мира, в котором мы живём, совершенно неочевидна. И это серьёзное препятствие. Позвольте, расскажу обстоятельно.
Человеку здесь не место

Современный мир во многом построен так, что вредит человеку. Например, из-за автомобилей и сидячей работы мы стали меньше двигаться, и сердечные проблемы помолодели - сейчас врачей уже не удивишь инфарктами у тридцатилетних.

То же касается и детей. Современный мир им совсем не подходит.

Дело вот в чём - ребёнку важно получить знания о мире, потому что никаких инстинктивных программ у него нет (кроме сосания), и без обучения ребёнок просто не встроится в человеческое общество, как не встраиваются в него дети-маугли.


Пока речь идёт о совсем маленьких детях (лет до пяти), наше общество ещё более-менее сносно ими занимается. Да, родители часто надолго уходят, оставляя детей под присмотром других взрослых, но это не смертельно - если в оставшееся время общение есть.

Проблемы начинаются дальше. Вот, скажем, шестилетний ребёнок. Он уже достаточно созрел, чтобы начать интересоваться социальным устройством общества - что такое работа, как справляться с конфликтами, как общаться с людьми. Плюс у него приближается школьная жизнь, где требуется высокий уровень владения собой (проще говоря, умение произвольно сосредотачивать внимание там, где нужно, а не там, где хочется).

Вопрос - где наш ребёнок всё это увидит и попробует?

Правильный ответ - наблюдая за родителем.

Следующий вопрос - а как часто ребёнок этого возраста может наблюдать за родителем во время работы?

Правильный ответ - крайне редко.

И получается, что вся доступная ребёнку информация содержится в телевизоре и книгах (по нынешнему времени больше в компьютере и планшете). А информация в этих источниках крайне однобока и создаёт искажённую картину мира.
«Хочу быть как папа!»

Приблизительно с шести лет ребёнок начинает активно интересоваться окружающим миром. В этом возрасте его легко научить правильным и важным вещам - умению делать то, что надо, а не то, что хочется; умению выбирать то, что полезно в долгосрочной перспективе, а не прямо сейчас; умению расставлять приоритеты и следовать им; умению завязывать контакты и поддерживать отношения и так далее, я не стану перечислять всего - это слишком много.

Достаточно запомнить - в младшем школьном возрасте (шесть - десять лет) ребёнок особенно легко усваивает различные важные для жизни вещи. Эти вещи пригодятся ему не только в школе, но и вообще по жизни - на работе, например, или в отношениях. Или и на работе, и в отношениях.

Причём - и это самое важное - ребёнок всё это будет усваивать очень легко, даже играючи. У него сензитивный период на такие умения. Сензитивный период - это период наилучшей усвояемости чего-либо (усвоение идёт быстро и по внутреннему побуждению ребёнка, без принуждения).

Лучше всего такое усвоение идёт тогда, когда ребёнок наблюдает значимого взрослого (например, родителя). Вот взрослый работает свою работу - например, копает. Ребёнок смотрит и учится. Во-первых, учится пассивно - просто запоминая действия родителя. Во-вторых, конечно, уже способен сам что-то делать, какие-то мелкие части работы. В-третьих, родитель ещё подскажет и направит.

Что будет в итоге? Ребёнок вырастет с умением копать, будет знать все премудрости этого дела, будет спокойно относиться к этому занятию - без экзальтаций и волнений. Просто он понимает, что работать - это нормально, вот так работать - это тоже нормально.

И проблем, связанных с «я не знаю, чем заниматься» или «мне так трудно заставить себя работать», у такого ребёнка не будет. Потому что он усвоил совсем другую модель.

А почему он её усвоил? Потому что он видел родителя за работой. А те, кто не видел, страдают от проблем, связанных с «я не знаю, чем заниматься» или «мне так трудно заставить себя работать».

Я постоянно сталкиваюсь с этим в моей работе - люди приходят и жалуются (искренне), что им тяжело на работе, что приходится себя насиловать, чтобы трудиться, что голова ломится от сомнений и переживаний по поводу работы и других занятий (например, для многих проблема назначить цену за свои услуги). И это понятно - они выросли в античеловеческой среде и их естественное взросление рядом с родителями было просто невозможно. Такая своеобразная расплата за блага цивилизации.
Трудные решения

Что здесь можно сделать? Как можно исправить ситуацию?

Самый простой ответ, конечно, такой - езжайте в деревню, живите натуральным хозяйством. Если ваши дети будут видеть, как вы работаете, они постепенно переймут ваш подход к работе и сами навыки этой работы. Если они будут видеть, например, как вы продаёте свою продукцию на рынке, у них со временем появится навык продаж и они не будут краснеть, когда у них спросят о цене их услуг (как это часто бывает сейчас).

Но мы же все понимаем, что это - совсем не выход. Значит, надо что-то другое.

В современном большом городе есть только один выход - как можно чаще включать детей в свою деятельность. Если можно приводить детей на работу - приводите. Не на восемь часов, конечно, а на короткий срок. Но - приводите.

Если нельзя, то как можно больше делайте вместе с ребёнком. Пусть это будет дольше и потребует больше сил - потратьте время и силы. Например, мы с сыном моем посуду (хотя ему ещё нет шести). Мне это не очень удобно (и больше времени уходит), но зато ребёнок уже спокойно относится к тому, что иногда нужно делать скучные вещи. Он даже так и формулирует: «Взрослый - это такой, кто скучные вещи делает спокойно». Боюсь, далеко не каждый взрослый способен к такой рассудительности.

Делайте вместе с детьми домашнюю работу, выходите вместе с ними на субботники. Это, во-первых, поможет им увидеть, как устроена жизнь, во-вторых, подарит много опыта, покажет, как взрослые общаются между собой, в-третьих, поможет сформировать навыки и умения, очень полезные во взрослой жизни. И ребёнок вырастет счастливым.

Ну и конечно, это увеличит время общения с вами, а это, в свою очередь, укрепит отношения и вы впоследствии гораздо легче перенесёте подростковый возраст ребёнка. В общем, со всех сторон плюсы.

Павел Зыгмантович

дети, восприятие информации, Зыгмантович

Previous post Next post
Up