Originally posted by
anna_paulsen at
Про чувства и заботу о себе.В терапии мы много говорим про чувства. И вот почему.
Опираясь на свою интеллектуальную деятельность, человек действует не из реальности, а их гипотез о ней.
Обращаясь же к своим чувствам, он может узнать, как мне в той реальности, в которой я живу, и тогда, буквально всем телом ощутив это "как", идеи про то, куда мне двигаться и что мне нужно для комфорта возникают сами.
Например, когда вы мерзнете, вы не задумываетесь, что вам нужно для вашего комфорта, вы знаете, что вам нужно согреться, и вы идете и ищете способы согреться. И выбираете тот, который вам наименее затратен и доступен в здесь и сейчас. И для одного человека это будет плед, для другого уютное кафе, для третьего разжечь камин или костер, для четвертого поехать на море, для пятого обняться и т.п.
Мешает осознаванию своих чувств, а следовательно и потребностей и способов их удовлетворения, внутренний диалог, в котором человек сам себя ругает, что-то себе доказывает, объясняя самому себе, что чего-то хотеть - это как-то неправильно и плохо. Например, замерзнув, человек тратит энергию на вот это:
- Какая я дура, что не взяла с собой пальто!
- Ну и взяла бы я с собой пальто и выглядела бы как идиотка
- Вечно у меня все не так...
и тем временем мерзнет, злиться, расстраивается, выплескивает свое недовольство собой на окружающих... и понеслась лавина одна за одной...
В случае простого осознавания "я замерзла и я хочу согреться" вместо этого внутреннего диалога начался бы просто поиск более комфортного состояния с помощью более комфортных условий.
В свете всего вышеописанного я хочу сказать, что любовью к себе и заботой о себе я называю процесс, при котором я не ищу способов как изменить себя (например, внутренним клянущим себя диалогом) и не ожидаю заботы из вне (например кляня окружающих за невнимание ко мне), а просто забочусь о себе невзирая на то, что это может быть невписывающимся в представления о приличии. И не говорите мне, что могут возникнуть асоциальные потребности. Таких не бывает. Все истинные потребности очень просты, и за асоциальными потребностями кроются простые человеческие: принятие и безопасность.
Конечно, не только непосредственные вещи влияют на ощущение комфорта, но и незавершенные гештальты. И вместо того, чтобы принять, что вот благодаря моему такому детству я научился так-то реагировать на то-то, человек начинает себя ругать за свою неадекватную реакцию. И это тоже про нелюбовь к себе.
Например, случай. Одна женщина теряла дар речи, когда ей приходилось общаться с начальством. Каждый раз, обнаруживая себя в парализующем ступоре, она ругала себя за эту реакцию.
Если бы она могла принять себя такой, то вместо усиливающегося ступора начался бы поиск комфортного для себя состояния в такой ситуации, например, озвучить для себя хотя бы мысленно: "Я реагирую на него так, как реагировала на папу, чувствую себя очень неуверенно, мне страшно. Пожалуй мне сейчас нужна опора и поддержка. Как я могу сейчас себе ее дать?".
Без осознавания чувств и без принятия на себя ответсвенности заботиться о своем комфорте самостоятельно, невозможно себя любить, а значит и невозможно идти по пути сбычи своих мечт, и человек просто обречен ходить по замкнутому кругу в своем внутреннем диалоге. Чтобы себя полюбить достаточно просто перестать с собой обращаться плохо, перестать себя не слышать, перестать жертвовать своими нуждами в угоду бытия "хорошим ребенком своих родителей".
Про это, собственно, и были наши с Владом тренинги про лень и любовь к себе.
А дальше начинаются чудеса чудесные. Когда человек научился заботиться о себе, у него высвобождается энергия, ранее затрачиваемая на поиск безопасности и комфорта, и вот тогда начинается сплошное творчество и самореализация.