Originally posted by
rubstein at
эволюция и защитаГлавное препятствие для эволюции - это автоматические защиты.
Под эволюцией я понимаю максимальное развитие потенциала человека: физического, психического, интеллектуального и духовного.
Защит есть очень много разных, я их делю на три уровня:
- защита от окружающей реальности
- защита от других
- защита от правды о самом себе.
Защиты сами по себе не хороши и не плохи. Эффективными или нет их делает контекст употребления: в какой-то момент времени защита необходима для того, чтобы психика не развалилась от объема и силы переживаний, но если человек сбегает в них автоматически всякий раз при появлении стресса, связанного с правдой о мире и о себе, он останаливает свою эволюцию и становится зависимым от своих защит. То есть, его ужасом теперь являются не реальные угрозы, а страх в какой-то момент почувствовать себя уязвимым. Страх страха.
Уязвимость часто приравнивают к обязательному разрушению, забывая, что все, что нас не убивает, то развивает. Уязвимость как раз и есть необходимое условие для вскрытия новых ресурсов, поскольку только в этом случае организм достает свой "неприкосновенный запас". Понятно, что если человек все время находится в состоянии уязвимости, то он исчерпывает свои ресурсы без возможности восстановления. Поэтому речь не идет о том, чтобы фанатично занять позицию уязвимости. Такая позиция - тоже защита. Второго уровня. Или третьего.
Первый уровень защиты - самый ранний. Не зная, как устроен мир, мы, как бы, в домике. Первым событием, разрушающим эту защиту, является встреча с фактом смертности физического тела. Человек, так или иначе вытесняющий или отрицающий этот факт, не развивает свой потенциал, поскольку ему кажется, что его время не ограничено. В учении толтеков говорят: "Смерть стоит за твоим левым плечом". Это - напоминание о том, что у нас нет лучшего времени, чтобы открывать в себе новые ресурсы и развивать свою креативность, кроме здесь-и-сейчас.
Человек, вытесняющий или отрицающий смерть, ведет себя как перепуганный страус: засунув голову в песок, он оставляет абсолютно не защищенной свою задницу.
Второй уровень защиты - это создание образов себя для других людей. Некоего искусственного, негибкого портрета, призванного спрятать от других истинного себя. Это как бы защищает "слабые места", то есть то, что в человеке не развито, от критики других, от манипуляций других, и от страха быть отвергнутым. Естественно, то, что скрывают, то не развивают, не меняют.
Раб образа - существо беззащитное, поскольку он предсказуем. Достаточно некоторое время пронаблюдать его образ, как становится понятно, что он будет делать дальше.
Есть контексты, в которых образы, маски и социальные роли необходимы. В том случае, если они применяются осознанно. Как только "надевание образа" становится автоматическим, то есть, употребляется без выбора, на импульсе, один и тот же вариант, можно говорить о защите третьего уровня.
Защита третьего уровня - защита от правды о самом себе. О своей уязвимости, своих чувствах, как естественном явлении, о естественности своих нужд и потребностей, о трудностях с ними обходиться, о растерянности и безоружности, беспомощности в некоторых ситуациях. Если человек врет себе, что у него нет таких трудностей, он не обучается с ними справляться. И тогда здесь тоже нет эволюции.
Человек, врущий самому себе, крайне беззащитен перед собственными импульсами, чувствами, потребностями, поскольку не умеет с ними обходиться.
О том, как это менять, я рассказывала на вебинаре "Уязвимость, устойчивость и защищенность", видеозапись которого можно купить
здесь.