зелёная картина

Nov 01, 2024 23:30

Вы, наверное, помните мою недавнюю запись про австрийско-британскую художницу Марию-Луизу фон Мотесицки (Marie-Louise von Motesiczky, 1906-1996). Вот отрывок из той записи:
Я узнал о ней на выставке венских художниц (в основном еврейского происхождения) начала 20-го века, которая была этой зимой в Еврейском музее. В одном углу висел очень впечатливший меня женский портрет на зелёном фоне, под которым было написано: Бронця Коллер-Пинель, портрет Марии-Луизы фон Мотесицки. Фотоаппарата у меня с собой не было, так что я старательно переписал эти незнакомые мне имена, рассчитывая, что в интернете найдётся всё. Имена нашлись, но не картина - её нет даже в каталоге выставки, который продаётся в музее, - наверное, это какая-то особенно засекреченная картина. [...] Если вам где-нибудь попадётся портрет Марии-Луизы фон Мотесицки в зелёных тонах работы Бронци Коллер-Пинель - скорее сфотографируйте его для меня, а ещё лучше - украдите.

На самом деле - по крайней мере, так мне тогда запомнилось - там рядом были два портрета: портет Марии-Луизы, написанный Бронцей, и портрет Бронци, написанный Марией-Луизой. Что-то во всём этом было не совсем так: как-то ещё присутствовало имя Сильвия... Но выставка закончилась, картина пропала, всё осталось непонятно.

С тех пор имена обеих художниц попадались мне довольно часто. Бронця Коллер-Пинель (Broncia Koller-Pinell, 1863-1934) была одной из первых выдающихся австрийских женщин-художников, играла заметную роль в культурной жизни Вены в первой половине 20-го века, входила в разные художественные объединения, её нередко упоминают по тому или иному поводу. Самая известная её картина, наверное, вот эта:

Marietta (1907).



Эта картина висит в Музее Леопольда в разделе, посвящённом Вене начала 20-го века, и часто упоминается в контексте вроде "Вена того времени это не только Климт и Шиле, но и Коломан Мозер, Карл Молль, итд. итд."

А картины Марии-Луизы фон Мотесицки нередко попадаются в коллекциях разных музеев или на выставках (вот например). Она была ученицей великого Макса Бекмана, поэтому, когда речь заходит о нём, или о его учениках, или о его (разогнанной нацистами) школе в Франкфурте, - часто показывают несколько её работ.

Однако "зелёная картина" так и не всплывала.

Полгода назад я был в Израиле и пошёл в Тель-Авивский музей искусства. На входе меня предупредили, что основную коллекцию убрали из-за ракетных обстрелов: "Страховая компания потребовала: ты представляешь, сколько стоят картины Пикассо?" - сказал распорядитель. Но я пошёл в основном ради выставки художника по имени Шалом (Зигфрид) Себа. Он родился в Тильзите в 1897 году, в 20-х годах работал архитектором и театральным художником в разных городах Германии, после 1933 года - в Базеле и Стокгольме, а в 1936 году переехал в Тель-Авив, где работал театральным декоратором, иллюстратором и фотографом, изготовлял мозаику и изделия из меди, итд.; в Технионе в здании Фишбах есть панно его работы. С середины 40-х годов стал в основном заниматься живописью, и был одним из самих известных израильских художников того времени. В 1967 году вернулся в Германию, поселился в городе Хофхайм недалеко от Франкфурта, где и умер в 1975 году.
Его типичные работы выглядят так:

[Spoiler (click to open)]









 



Среди них выделялась картина, на которой были изображены мужчина и женщина

[Spoiler (click to open)]



Она была подписана так: "Автопортрет с Марией-Луизой".
Мария-Луиза была та самая. Оказалось, что в начале 1930-х годов у них был роман, они собирались пожениться (но вроде бы мама Марии-Луизы воспротивилась), после прихода нацистов к власти собирались уехать вместе в Америку, а потом, когда Себа переехал в Тель-Авив, предполагалось, что Мария-Луиза тоже туда приедет, когда он несколько устроится. Но то ли не получилось устроиться... там была фотография его письма к ней, краткое содержание которого можно пересказать словами "эйн дира, эйн авода"... так или иначе, в 1938 году она переехала в Англию, где и прожила всю жизнь.

Как только я вернулся из Израиля, оказалось, что в венском Бельведере начинается выставка, посвящённая Бронце. Ну, решил я, на эту выставку обязательно нужно сходить - наверняка "зелёная картина" там будет!

Что же, отличная выставка была - они умеют. Разумеется, была подробно освещена биография. Бронця Коллер-Пинель родилась в 1863 году в Саноке (сейчас юго-восток Польши) в еврейской семье, её настоящее имя - Бронислава Пинелес. С 1870 года жила в Вене, где выучилась на художницу, и в конце 1880-х годов участвовала в выставках в Вене, Мюнхене, Лейпциге. В 1896 году вышла замуж за промышленника Хуго Коллера, который сам был коллекционером искусства и меценатом, поддерживал её творчество, и способствовал её контактам с разными кругами австрийских художников, участию в выставках, итд. У них было двое детей: сын Руперт (1896-1976) был диржёром (в 1920 году он в течение нескольких мецяцев был женат на 16-летней Анне, дочери композитора Малера и его известной жены Альмы), дочь Сильвия (1898-1963) тоже была художницей. Бронця умерла в 1934 году, её муж в 1949. Похоже, что на какое-то время творчество Бронци было забыто, но в начале 1960-х Сильвия организовала первую послевоенную выставку её каритн и, таким образом, поспособствовала "переоткрытию" её имени.

Многие друзья-художники рисовали портреты Сильвии, и сама она тоже была очень крепким художником. Как вы уже догадались, портрет Марии-Луизы написала не Бронця, а именно Сильвия; причём эта картина не такая уж и зелёная... то ли зелёной была картина, которая висела рядом, то ли я вообще всё придумал.

[Spoiler (click to open)]Бронця Коллер-Пинель. Сильвия с птичьей клеткой (1907).



Генрих Шрёдер (Heinrich Schröder, 1881-1942). Портрет Сильвии Коллер (1907).



Генрих Шрёдер. Портрет Сильвии Коллер (1911).



Коломан Мозер. Портрет Сильвии Коллер (1912).



Бронця Коллер-Пинель. Портрет Сильвии (1914).



Бронця Коллер-Пинель. Портрет Сильвии (1926).




[Spoiler (click to open)]




art, museums, israel, austria, painting

Previous post Next post
Up