Наверное, все видели вчера в новостях, как депутат от ультраправой партии загасил огнетушителем ханукию. Но не менее интересная часть была собственно на заседании сейма.
Контекст тут такой. В середине октября в Польше прошли парламентские выборы. Предельно упрощая: левые и центристские партии суммарно набрали около 55%, договорились о создании коалиции во главе с Дональдом Туском (который уже был премьер-министром в 2007-2014), и, таким образом, отстранили от власти правопопулистскую партию "Закон и справедливость" (PiS). До фактической смены премьер-министра дошло позавчера: это в завершение этого дня Качинский назвал Туска немецким агентом. Вчера же Туск представлял свою программу и правительство, и после этого были длительные "прения".
Я ещё позавчера обратил внимание на нового спикера Сейма: его зовут Шимон Холовня (
Szymon Hołownia), и он занял этот пост сразу после выборов. Он представитель однй из левых партий, и по профессии он журналист. Он ведёт заседания просто блестяще, очень выразительно; кажется, что законодательство (по крайней мере, устав Сейма) он знает наизусть (у него всегда при себе книжечка, но он безошибочно знает, на какой странице нужно её открывать, чтобы найти номер закона :) ); ну и в особо острых случаях он довольно тонко, совершенно не грубо, подкалывает "писовцев": например, после демарша Качинского с "немецким агентом" Холовня сразу сказал "странно слышать выпады/оскорбления такого рода в такой момент и в такой день, депутат Качинский", и через минуту, закрывая заседание, "прошу прощения за столь неуместное завершение этого торжественного дня".
"Героя" вчерашнего эпизода зовут Гжегож Браун (
Grzegorz Braun), он по профессии режиссёр документалист, основатель монархической! партии
"Конфедерация польской короны", входящую в ультраправую коалицию "Конфедерация свободы и независимости", которая получила 18 (из 460) мест в Сейме на этих выборах. И, по-видимому, антисемит совершенно дремучего толка.
Вчера в честь Хануки Сейм пригасил представителей еврейской общины зажечь ханукальные свечи в здании Сейма. (Это не инициатива нового правительства, такое делают уже много лет.) Через несколько минут Браун пошёл в это место, взял огнетушитель и загасил им ханукию, при этом довольно сильно оттолкнув женщину, которая попыталась ему помешать.
А на заседании Сейма события развивались так. Депутаты выступали с короткими сообщениями - левые в основном на тему "теперь всё будет хорошо", правые в основном на тему "теперь всё будет плохо". Председательствовал Кшиштоф Босак - тоже член ультраправой коалиции (но не её монархистской части). Дальше по записи на ютьюбе:
Click to view
6:58:25 К Босаку подходит депутат Витольд Зембачинский и просит взять слово вне очереди по срочному поводу.
6:58:45 Босак игнорирует его просьбу и объявляет следующее запланированное выступление.
7:58:50 Зембачинский всё-таки берёт слово и взволнованно говорит, что пару минут назад произошло беспрецедентное антисемитское происшествие, пересказывает, что произшло, и требует, чтобы Брауна вызвали в президиум Сейма с целью отстранения от участия в заседаниях сейма.
7:00:00 К трибуне подходит сам Браун и просит взять слово, а Босак довольно прохладно говорит Зембачинскому: Я так понимаю, ваш запрос адресован президиуму Сейма - я передам его при ближайшей возможности.
7:00:27 Браун начинает выступление: "На территории Сейма не может быть места расистскому, племенному, дикому, талмудистскому культу". Суть его выступления: большинство депутатов не понимают, что "этот культ, который невинно называется праздником света", представляет собой, не знают его истинной сути; меня назвали расистом, а на самом деле я представитель нормальных и уравновешенных людей, которые (7:01:15) хотят "положить конец актам сатанистского, талмудистского, расистского триумфализма"; приглашаю всех на теологический диспут, где я охотно всех проинформирую...
7:01:40 Холовня входит в зал, подходит к Босаку и говорит: "Так, дальше вести заседание буду я". Открывает книжку с уставом сейма и сразу берёт быка за рога: "Депутат Браун! Вы нарушили такие-то пункты устава. [...] Президиум Сейма примет решение о наказании за ваш поступок. Предупреждаю, что если вы ещё раз сделаете то, что имело место минуту назад, а именно оскорбление представителей других религий, я отстраню вас от участия в заседаниях". Браун только рад взять слово ещё раз. Холовня говорит: да пожалуйста, вперёд.
7:02:37 Браун ещё раз приглашает всех "депутатов, слушателей и зрителей" на "исторически-теологический диспут", где он раскроет всем глаза на истинное значение этого религиозного акта. Последняя часть его речи происходит одновременно с тем, что Холовня перечисляет все статьи устава, которые Браун нарушил, принимает решение о его отстранении от участия в заседаниях и о подаче жалобы в прокуратуру, и выгоняет его из зала.
Позже президиум Сейма почти единогласно (Босак воздержался) назначил ему максимальное наказание, которое возможно в этих рамках: лишил его 50% депутатской зарплаты на 3 месяца, а также 100% депутатского бюджета на полгода. В теории его могут лишить депутатской неприкосновенности и изгнать из Сейма, но это делается через прокуратуру и не так быстро.
Что же касается Холовни, то первое, что приходит в голову - это что польские демократы могут не опасаться, что у них не будет яркого лидера в следующем поколении.
И, наконец, свежее видео из синагоги в Лодзи (via
just-tom)