Видел
в музее в Кракове - по-видимому, две самые известные картины, которые находятся в Польше.
1.
"Дама с горностаем", которую довольно уверенно приписывают Леонардо да Винчи.
Во всех описаниях этой картины пишут, что на ней изображена Чечилия, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца. И ещё - что у картины очень многоплановый символизм. Только по поводу того, что символизирует зверюшка (то ли горностай, то ли хорёк), есть не менее пяти версий: то ли это намёк на фамилию Чечилии, то ли на герб герцога, то ли на целомудренность Чечилии, то ли на её беременность ("ой, как это всё сложно") - через "its [зверюшкин] obvious sexual symbolism, a metaphor reinforced by the vaginal symbolism of the slit sleeve".
Во время войны картину вывезли в Германию, но после войны она нашлась. Есть фотография 1946 года, на которой искусствовед
Эстрейхер демонстрирует её на краковском вокзале.
2. Картина художника-символиста
Владислава Подковиньского "Дама с конём" - по-польски её обычно называют
"Szał uniesień" или просто "Szał", по-английски "Frenzy of Exultations" или просто "Frenzy", по-русски "Экстаз". Всё осложняется тем, что я не знаю этих слов ни по-польски, ни по-английски. Полазив по словарям, я думаю, что перевёл бы название как "Неистовый порыв".
Почти в любом тексте, посвящённом этой картине, написано, что она "is said to depict female orgasm". Её часто используют в качестве иллюстрации к статьям про оргазм - даже
в английской википедии, на почётном месте.
Когда художник создал и выставил эту картину, - это было в 1894 году - то перед закрытием выставки он пришёл в выставочный зал и, по неизвестной причине, "на глазах у всех" разрезал картину ножом. Хочется добавить "а после этого всадил нож в себя" - потому что как-то помнится, что он умер совсем молодым, но нет: он умер в самом начале следующего года, от туберкулёза. После его смерти художник Урбаньский отреставрировал картину, потом её какое-то время выставляли в Польше и России, - в том числе в Петербурге и Москве - после чего она попала в Краков, сначала в частную коллекцию, потом в музей.
А в варшавском музее, кстати, есть её эскиз:
3. Вот ещё одна картина из этого музея.
Жили-были-дружили поэт и художник.
Художник был "известен своей эксцентричностью" - в частности, был масоном, вегетарианцем и любителем кошек. Кроме этого, у него была репутация предсказателя будущего, и считалось, что он предсказал наводнение 1824 года в Петербурге. Друг-поэт написал об этом стихотворение, а Пушкин упомянул это стихотворение в собственном комментарии к "Медному Всаднику".
Как оказалось, художник, в свою очередь, написал портрет друга-поэта. Вот его я и видел в Кракове: