Ютьюб подсунул пластинку, которая была у меня в детстве:
"Внимание! Внимание! Антошка и компания!" (1972 г.).
Шесть песен - варьируются от абстрактного (даже абсурдного) юмора уровня "для маленьких детей" до бичевания порока пороков - лени.
1. Дело было в январе.
https://www.youtube.com/watch?v=AD_j6HwGCDQНачинается так: "Дело было в январе - первого апреля. Жарко было во дворе - мы окоченели." Совершенно беззлобный и безобидный юмор, нелепицы-перевёртыши. Я слышал много "народных" вариантов этого стихотворения: в одном из них лирический герой писал сыну: "Дорогая дочка! Жив-здоров, лежу в больнице с переломом в пояснице. Сыт по горло - есть хочу, хоть корову проглочу. Приезжайте, дорогие, я вас видеть не хочу." В этом варианте, с пластинки, никакого негатива - ни переломов в пояснице, ни проглоченных коров, ни нежелания видеть детей - всё по-простому и по-доброму.
2. Люблю, когда наоборот.
https://www.youtube.com/watch?v=Sy6N_tXfZ5sПринцип примерно тот же - перевёртыши. Вот первая проблема: песня исполняется таким высоким голосом, что очень трудно разобрать слова. А когда удаётся их разобрать, лучше не становится: "Люблю, когда наоборот: когда на мопса лает кот, и у леща клюет рыбак, и нет на улице зевак." По-моему, тут есть три слова, которые обычно незнакомы нормальным детям <10 лет. Это, вообще, известная проблема в детских стихах, ишшо Чуковский писал: то недетские слова, то сложный синтаксис, то нечто непроизносимое. Дальше текст переходит от абстракций к насущным проблемам: "[люблю, когда не так, как обычно, а?] когда с сестрёнкой ладит брат" - скажем "нет" конфликтам в семье, гут. Дальше: "когда топор - и вдруг плывёт" - ага, опять фольклорные мотивы, тоже гут. Наконец: "когда лентяй - и встал чуть свет". Вплотную приблизились к основной теме, но тут песенка и закончилась.
3. Антошка.
https://www.youtube.com/watch?v=VwUwH8auahEВсе знают. В конечном счёте, тоже про лень, но лайт: без осуждения и морали, а также без трудных слов. Фраза "это мы не проходили, это нам не задавали" не пришла из фольклора, а наоборот: ушла в него из этой песни. В общем, этот опус авторам удался (разумеется, это не значит, что мнение редакции совпадает с мнением авторов), неудивительно, что все знают.
4. Серёженька.
https://www.youtube.com/watch?v=NMe2rZhevooОчень странная песня. В семье, где, кажется, два папы (!!!), живёт мальчик Серёженька с голосом старичка, который отчаянно троллит своих пап: "Макушку мелом выбелил! - А может, я седой? - Штаны сползли, Серёженька! - А может, я худой?" Под конец Серёженька, опять-таки, ударяется в абстрактный юмор и говорит "А может, я - не я?", чем, кажется, окончательно затыкает папам рот. На тему непонятных слов: за куплет до этого Серёженька говорит "А может, я немой?" Особенно ввиду "я не я" в следующем куплете, готов поспорить, что не менее 80% целевой аудитории распознают это как "а может, я не мой". Тема лени присутствует как раз в начале песни: "Пора вставать, Серёженька, - проспишь весь выходной"... по-видимому, весь последующий диалог продиктован нежеланием Серёженьки вставать. И да, всё-таки мне не даёт покоя его голос... может быть, лирический герой - не мальчик, а впавший в маразм дедушка? По-моему, некоторые части диалога легче объяснить в этом предположении.
5. С понедельника возьмусь.
https://www.youtube.com/watch?v=WnOKzIGH8wUОоо, начинается: "Это что за ученик? Двойки сыпятся в дневник. Ну а он не дует в ус..." В детстве я распознавал эту фразу как "ну а он не суетрус". Короче, лирический герой откладывает учёбу сначала на начало следующей недели, потом - следующего месяца, потом - следующего учебного года. Читатель ждёт уж рифмы "остался на второй год", но нет, не в рамках песни. После каждого куплета мальчик беззаботно поёт "это невозможно, это невозможно, это невозможно не понять - никогда не поздно, никогда не поздно, никогда не поздно догонять"; в конце песни нарратор исправляет: "это невозможно [...] не понять - что бывает поздно! даже очень поздно! [звук басовой струны изображает падение в пропасть. По интонации нарратора ясно, что непоправимое уже произошло] просто слишком поз-дно до-го-нять".
6. Коля-коллекционер.
https://www.youtube.com/watch?v=FLTkRBsftsYЭээ... послушайте эту песню, даже если вы не слушали остальные.
Кажется, нам хотят передать мысль, что когда человек увлекается неважными мелочами - это ведёт к краху личности.
Довольно противная песня, по-моему. Неудивительно, что я её в детстве терпеть не мог (предыдущую тоже не особенно любил).
"Раз в альбоме полон лист - значит, он филателист". "Скоро будет целый клад - значит, Коля нумизмат." С какой иронией произносится "полон лист" и "будет клад", и с каким презрением - иностранные слова "филателист" и "нумизмат"! Если в первом припеве "удивительного Колю" поётся ещё легко, то в последнем - со всем ядом, на который способен исполнитель. Закономерный финал: "накопил в конце концов он коллекцию колов", и убийственный каламбур: "Коля - кол-лекционер!"
Как мне кажется, message у песни такой: если, дети, у вас есть одноклассник, лишённый целеустремлённости, увлекающийся всякой ерундой, и вы (естественно) хотите его потравить, но не знаете как - так вот вам наборчик выражений и интонаций.
Авторы песни - Шаинский и Энтин (что в особенности как-то обидно), исполнитель
Мария Лукач - вроде бы, довольно известная певица, но я такое имя не знал. Про Антошку, январь и понедельник - она же. Про наоборот -
Зоя Харабадзе. Про Серёженьку - трио Лившиц-Левенбук-Литвинов, они же
"Радионяня".