В Норвегию - точнее, в город Берген - я попал "по работе", и, как обычно бывает в подобных случаях, в один из дней нас повели на ужин в ресторан. Было заранее сказано, что это очень-очень знаменитый ресторан, специализирующийся на рыбе и других морских продуктах. Среди прочего, он уникален тем, что находится на маленьком острове, куда посетителей доставляют на "кораблике" (речном теплоходе?). А ещё тем, что у них нет постоянного меню. В рекламных проспектах упоминается "our famous Meteorological Menu". Смысл этого дурацкого выражения нам с небрежной гордостью объяснили уже на месте: еду делают из того, "whatever the ocean brings". Ну, и конечно, - если верить проспекту - это какой-то невероятно замечательный и качественный ресторан ("[...] its famous Meteorological Menu of exquisite seafood and trimmings. Prepared using innovative culinary techniques and with a genuine passion for seafood."), и каждый, кто попал в Берген, должен быть счастлив уже потому, что может туда попасть.
Единственное, что меня заранее смущало, было то, что получалось, что весь ужин займёт 4 часа (НЕ включая переправу на кораблике). Мне трудно представить себе ужин, который столько длится. Ну ладно, подумал я, может быть там ещё какая-нибудь "культурная программа".
Когда мы доплыли до ресторана и расселись, к нам вышел один из официантов. Он довольно подробно рассказал историю создания ресторана: "ресторан на острове... революционная идея... никто не верил, что получится... а теперь многие другие нам подражают..." Сказал, что ужин будет из трёх блюд (третье - десерт), и что к нам каждый раз будет выходитъ шеф-повар и рассказывать, из чего в точности блюдо состоит. Также спросил, есть ли среди присутствующих аллергики или люди, соблюдающие какую-нибудь диету. Сидевший рядом со мной молодой человек сказал, что не ест "морских гадов" (shellfish). Официант пообещал, что его порция будет сделана из рыбы.
Через некоторое время принесли первое блюдо. Да, лучше бы я тоже сказал, что не ем shellfish! Моему соседу принесли несколько кусков солёного лосося, а тем, кто не признался в аллергии или диете - украшенный какими-то травками и окружённый каплями каких-то соусов миниатюрный (размером с десертную ложку) кусок тёмно-серой пасты, больше всего похожий на еврейское блюдо "форшмак" (только не из селёдки, а из чего-то ракообразного). С этим блюдом народ справился, наверное, в среднем минуты за две.
После этого нам стали наливать вино, рассказывая заодно, что основатель ресторана долго ездил по всей Европе, стараясь найти такое вино, которое идеально подойдёт к морской еде, и нашёл то, что его устроило, где-то в Германии, где теперь его делают специально по их заказу. При этом создавалась атмосфера таинственности: "это вино идеально подойдёт ко второму блюду - я изо всех сил стараюсь не выдать вам заранее, из чего оно будет состоять!" Через какое-то - довольно продолжительное - время второе блюдо принесли: это был кусок рыбы (нормального размера), про которую шеф-повар сказал, что это "cod" (треска, но может быть и минтай), и вокруг неё - три маленьких картошки, две маленьких (зато фиолетовых - цвета свеклы) морковки, травы, соусы.
Потом нам сказали, что десерта придётся ждать минут 25. Но на самом деле ждать пришлось почти час. Десерт был, опять-таки, минималистичный: микроскопический кусок шоколадного крема, микроскопический кусок пирога, несколько ягод.
После этого до отправления назад оставался почти целый час, во время которого всем предлагалось пойти в бар и купить там себе что-нибудь (за отдельную плату).
Итак - микроскопические порции; качество неплохое, но и не что-то выдающееся; и длиннющие перерывы между блюдами.
Для тех, кто платит сам, такое меню стоит около 90 евро (включая кораблик), и, как пишут многие люди на сайте tripadvisor, эта суммы легко может вырасти на 50% за счёт настойчиво предлагаемого вина.
Вообще же, читать,
что об этом месте пишут на tripadvisor'е было очень забавно. Отзывы распределяются так: excellent 254; very good 79; average 24; poor 13; terrible 5. Как обычно, [почти] все положтельные отзывы похожи друг на друга, каждый отрицательный отзыв отрицателен по-своему.
Одна женщина мучительно подробно пишет
("The most disappointing experience ever!"), как они с мужем собрались в этот ресторан в качестве "culmination" празднования его дня рождения, и она за 4 месяца до поездки (!) связалась с рестораном, и попросила, чтобы они приготовили тортик - "small birthday cake" - в качестве сюрприза для мужа. После этого она ещё два раза связывалась с ними и напоминала (последний раз был за день до посещения), и её каждый раз заверяли, что всё будет "по высшему разряду". Каково же было ещё разочарование, когда по прибытии оказалось, что никто ни о каком тортике не слыхом не слыхивал! Естественно, вечер был непоправимо испорчен ("I am beyond frustrated and dissappointed and it has ruined the whole experience"). Кстати, на этот отзыв есть ответ ресторана: "Your comments will be forwarded our Head Chef in order for us to strive for continuous improvement. We are very sorry that this ruined your visit with us". Подобные ответы есть и на многие другие отрицательные отзывы - все в духе "мы неустанно заботимся об улучшении качества обслуживания..."
Вот отзыв
("Well overpriced"), похожий на то, что написал бы я (включая ошибки в английском, хе-хе): "Food is average on taste and it come in ridiculously small portion. The allocated dining time [...] was way too much for such minuscule portions. [...] Waitress told us dessert would be apple cake. [...] It turned out to be two tiny mini round apple cakes of diameter of 2cm each with a third full scoop of vanilla ice cream."
Ещё несколько высказываний недовольных клиентов:
"
Hospital quality food on the fjord We had chosen the 5 course meal as we are great seafood lovers. The courses consisted of 1. A scallop undercooked 2. A lobster dish with virtually no lobster other than a few morsels of soft overcooked tip of claw meat. 3. A white fish which we eventually found out was Pollak. This is a fish I feed my cat and certainly do not expect to have served in a "top class" restaurant. The whole dish was bland and the texture of the fish was watery. 4. This was described as Cod but looked and tasted just like the Pollak only with a different sauce. 5 Dessert was indescribable and not in a good way. [...] Overall a very disappointing and well below acceptable meal. On top of that the price of our wine, which was an average Riesling, was inflated by around 500%. The cost of the bread, butter and water was exorbitant."
"A tourist trap": The supposed talk about seafood, it's in reality a funny-ish talk about the owner's past sexual life, with just 5min dedicated to explain some interesting things about scallops. [Этого в нашей программе не было - кажется, официант сказал несколько слов на эту тему, но я не расслышал подробностей. На сайте ресторана этот момент описывается так: "We recommend the shellfish legend Alf Roald’s famous talk - a fun and educational start to any event. The talk lasts for 40 minutes. It describes how Cornelius started and some breakneck business dealings. It is a story spiced with escapades with women, financial ups and downs, innovative use of raw materials and a good deal of Western Norwegian «never-say-die» spirit!"] Then you are served a remarkable smoked salmon. But 200NOK for this small piece of salmon and some nasty jokes...
"Just about good food/wine at astronomic price": [...] It is a restaurant where you go if someone else is paying the bill.
Аминь :)