Loveless ("Нелюбимый")

Jan 31, 2009 01:46

Мне много рассказывали про "Лавлесс", но всю дорогу почему-то что-то не то. Рассказывали про сёнен-ай и ушки, упуская сёдзё-ай и весьма примечательную манеру повествования; про комплексы Рицки, упуская куда более интересные комплексы Соби; ну и так далее. А главное - никто из горе-пиарщиков "Лавлесса" почему-то не упомянул, как пламенно авторы любили кое-какой другой сериал.

Поймите меня правильно. Я не думаю, что Хидеки Анно лично придумал мальчиков-аутистов, мобильные телефоны или высокохудожественный приём "он шевелит губами и мы ничего не слышим, но всё понимаем". Ну и что ж поделать, если пресловутый кое-какой сериал умудрился собрать столько образов, что, кажется, в любом последовавшем аниме можно найти отсылку к. Поэтому фанатам (that's me!) полагается параноить и сдерживаться, и поэтому я вежливо молчу, когда вижу Рицку, сидящего в ванне с запрокинутой головой или его же, молча лежащего на кровати.

Но помилуйте, если вы хотите оформить предпоследнюю серию в духе "Дело Си кое-какого школьника (12 лет)", это нужно рефлексировать и отрабатывать. Потому что если в некие совпадения поверить я готова, то это уже - прямая отсылка. А прямая отсылка должна содержать в себе некий смысл, верно? Опять же, если так тянет показать сцену глазами разных участников, разве обязателен такой титр? Собственно, проблема именно в том, что совершенно непонятно, зачем он. То есть я благодарна авторам за героическую попытку придать последним эпизодам интересную форму, но попытка-то провалилась. История из 11 эпизода недостаточно значима и её развязка слишком очевидна, чтобы улыбнуться; с другой стороны, ожидаемых ангста и рефлексии мы не получаем. Работа с формой - это замечательно, но она должна работать на что-то, верно? Курите бамбук, смотрите "Эрго Прокси".

Тем не менее, евоподобность повествования - именно то, что удержало меня у экрана. Мне импонирует интересная бледность изображения, молчание вместо рефлексии, вялость смены планов, слова любви, не значащие любви, и общая статичность. Так я начинаю верить в этого самого мрачного мальчика с проблемами. По крайней мере, первые две серии это приятно. Потом надлежит чему-то выскочить или хотя бы ускориться, потому что, честно говоря, становится скучно.

На фоне сей интересной бледности нас ожидает острое ощущение яоя в плохом смысле. "Лавлесс", с одной стороны, перепичкан фетишами (нэкомими, хвост, очки, сигареты, перчатки, супер-острый бисёненовский подбородок, бинты, серьги, длинные волосы, не устали? а это ещё далеко не весь список!); с другой, в гламурности он лижет пятки "Хеллсингу"; с третьей, отсутствие сюжета - хотя бы лирического! - настолько вопиюще, что уже даже становится интересно. Что мы имеем? Вялую завязку "кто убил моего брата", которая флегматично раскручивается в два приёма (1. найти улику; 2. понять улику. Всё.) и которая совершенно не может заинтересовать зрителя ввиду своей третьеплановости; некие развивающиеся взаимоотношения персонажей, которые в итоге связно не развиваются, а так и болтаются. И я сейчас не только о Рицке и Соби. Рицка, конечно, мальчик мрачный, но вовсе не аутичный (именно поэтому его финальная истерика на тему "но теперь я всех их люблю" тоже кажется мне всего лишь калькой, слишком уж она необязательна). Внезапная неаргументированная одержимость им одноклассницы - откровенно слабый приём. Взаимоотношения с Соби интересней, конечно, но недостаточно интересны для основной линии. Милая доктор Рицки вообще совершенно непонятно к чему там; этот персонаж "играет" дважды: когда беседует с Рицкой о смерти и в 11 эпизоде. Но для этого вовсе не обязательна её влюблённость; напротив, оная скорее раздражает, поскольку, опять же, ничего ни в ком не раскрывает. В итоге, собственно, получается, что 12 серий были тотально ни о чём. То есть вообще.

Впрочем, чёрт его разберёт. Неинтересность, невысказанность и бессвязность отношений Соби и Рицки в какой-то степени "фишечны", тем более что вполне сочетаются со стилем повествования. Но чтобы быть бессвязным, лишённым сюжета и оставаться гениальным, кажется, нужно, чтобы с тобой рядом проходил Абэ, а тут он не проходил.

Итак, сюжета нет, персонажи разбросаны и так и не собираются; развязка выскакивает как чёртик из табакерки со внезапным приплетением мистики. И опять же; чтобы снимать хорошие сюрреалистические глюки без объяснений, надо быть Коном. Если ты не Кон, у тебя с пугающе большой вероятностью не получится. Финальный глюк Рицки невыносимо наигран, ни к чему не привязан и ничего в итоге не даёт зрителю. И мы, чёрт возьми, так и не узнали, кто убил его брата.

Но всё, что я тут сказала, не означает, что "Лавлесс" отвратителен. Помимо манеры повествования, там есть один мощный плюс: обо всех глубоких травмах обычных японских школьников рассказывают чуть походя. Скажем, мать Рицки сошла с ума, но он этого ни разу не вербализует, более того - он живёт с ней! Что с его отцом, вообще никто не берётся обсуждать. Он не наскакивает на Соби с расспросами во вторую встречу. Это всё - хорошо, поскольку проблема чрезмерных объяснений вообще бич аниме.

И да, Соби. Он - худшее, что есть в этом сериале, слишком уж штамп, слишком семе-губы, слишком задыхающийся голос, слишком романтическая лохматость, слишком бабочки. В то же время - он лучшее, что есть в этом сериале, потому что являет собой как раз достаточно интересное собрание комплексов. Ведь что он делает на протяжении всего "Лавлесса"? Учит Рицку доминировать, навязчиво, неприятно для реципиента и категорически серьёзно. Почему? Потому что у него была тяжёлая юность с плётками. И ему понравилось. Настолько, что он разучился жить без чьих-то приказов. Действительно, что может быть лучше, чем выместить свои комплексы на 12-летнем брате своего бывшего хозяина? К этому нужно прибавить ещё и его физический мазохизм, который он даже не особо скрывает. Если учесть, что он Боец - то есть, в соответствии с системой сражения, урона не получает в принципе - получается некий мазохизм в квадрате. Может, он поэтому так рвался в одиночный бой?

И да, история о том, как Соби последовательно ломали ажно двое показана тоже очень мимоходом и почти остаётся за кадром. Опять же, оно и хорошо: тем самым немногое показанное производит большее впечатление.

Вообще говоря, боевая система "Лавлесса" интересна. Сражаются двое: Жертва и Боец. Боец атакует, Жертва принимает на себя урон; при этом Жертва - управляет Бойцом. Получается почти что сюрно, поскольку физическую боль испытывает доминант. Я могу себе представить персонажа, гармонично вписывающегося в такую систему (Алукард, например, хе-хе), но главное - она необычна. И, да, эту тему можно бы было шикарно раскрыть.

Но, как и всё остальное, бои находятся где-то на периферии сюжета, в центре которого нет ничего.

Кстати, первый бой сразил меня под стол (потому что господи, как нелепо выглядит кастование вслух!), но на третьем я почти даже прониклась. Это не битва спеллов (что бы они ни говорили), это скорее битва воображений. Потому что системы заклинаний, в сущности, нет, есть скорее сила воли.

4/10. По правде сказать, я ожидала от сёнен-ая худшего. Но уж слишком остро чувствуется, что авторы не знали, чего хотят сказать-то. Им следовало забить на смысл и предаться голой эстетике, если уж им так нравятся бисёнены; но нет, они начали метаться между школой, махо-эээ-сёненом, эскапизмом и яоем. И никуда в итоге не прибежали.

j. c. stuff, сериал, 2005, 4/10

Previous post Next post
Up