Ну, чего мы могли ожидать от Миядзаки? Каавйных детей, экологический пафос, забавных и немного склочных старушек, много колдунства и, конечно, хеппи-энд. Собственно, это всё мы в полном комплекте и получили.
Понё - это золотая рыбка, да не простая, а волшебная. Например, стоит ей кого-нибудь лизнуть (вы много видели лижущихся рыбок? ну так волшебство же!), как у того всякие болезни проходят или вот порезы. И это самое малое! В качестве самого большого она может устроить нехилый шторм и даже совсем не по-миядзаковски апокалиптично увеличить гравитацию Земли. На людях это (волшебство! волшебство!!) не сказывается, а вот Луну начинает притягивать.
Ну и вот в один прекрасный день Понё захотелось стать человеком (мальчика симпатичного встретила), а в её случае - это не Палм, не Рэй и даже не Пино! - хвостиком махнула... и нет хвостика. И что, что вокруг всё рушиться начало, ей и дела нет. В общем, просто-то как!
Беззаботно радоваться жизни, разрушая одно отдельно взятое островное государство, Понё мешает её родной папочка, злой морской волшебник Фуджимото и попутно - самый симпатичный персонаж фильма. Он вызвал у меня глубокое сочувствие, во-первых, своим прекрасным полосатым пиджаком, а во-вторых, печальной судьбой. Он не любит людей, ибо люди (мы помним, кто автор, да?) загрязняют окружающий мир. Не любит настолько, что ушёл жить в море - и, судя по жутко измождённому лицу, это ему нелегко далось. Однако море-то оказалось точно таким же - стихийным и неуправляемым, пусть и прекрасным; и от него, моря, тоже приходится отгораживаться - волшебными заслонами да и просто дыхательным пузырём. Так и остался без ничего. Жене до него особо дела нет, у богинь вообще психология ненормальная; дочь сильнее его во сто крат и, главное, плевать на здравый смысл хотела. В общем, очень печальный персонаж.
Ещё странная семья у Соске. Папа всегда в море, а к маме он не "ка-сан" обращается (как к матери Понё, например), а по имени. Да и сам Соске какой-то не по годам рассудительный. Так и напрашивается мысль, что всё у них тоже как-то печально и неидеально.
Увы, основной сижет при всей этой радости какой-то удручающе скучный. Буквально про Истинную-Любовь-Тэ-Эм, которая уместна в "Сэйлор Мун", но не у Миядзаки. А то как-то очень пошло получилось в итоге; ведь, в конце концов, если мир такой волшебный, а морская богиня такая мудрая, ей вовсе не нужно было слушать слова, чтобы понять - истинные у него там (пять лет ребёнку, я не могу) чувства, неистинные... нет, обязательно всё было опять свести к "да-да-мы-будем-вместе-вечно-пусть-она-и-рыба" и, простите, поцелую. Да ещё и "иначе весь мир погибнет".
При этом в "Понё" много жутковатой созерцательности, к счастью. Длинные сцены с морем - спокойным, бурным, волшебным - совершенно поглощают. И волны превращаются в рыб, а рыбы - в волны, а потом - в медуз, в огни, во всё... очень красиво и очень правильно передаёт волшебность мира. И колдует Понё здорово, и вообще вся она классная - неотрываемая от моря, и когда только-только у неё вырастают ноги, она бегает и не может остановиться, потому что рыба же. Рыбы постоянно плавают.
Ну и я даже не стану говорить о том, как прекрасно это всё отрисовано. Нигде ни следа того, что это делалось на компьютерах, всё такое красивое, такое настоящее, так двигается... ну это же "Гибли", сами понимаете. У них формальная сторона всегда шикарная, исключения даже не придумать как-то.
Итого - 6/10. Мило, для детей, но хуже "Тоторо" и уж несомненно хуже "Унесённых".