Monster ("Монстр")

Sep 21, 2008 01:32


Восприятие художественного произведения - это война автора и зрителя. "Этот человек мог свести с ума любого," - говорит автор. "Так не бывает," - отвечает зритель.

Автор выигрывает, если в конце произведения зритель ему верит.

Зритель, разумеется, тоже выигрывает при этом. Они воюют на одной стороне.

У "Монстра" есть одна принципиальная проблема: его первые 40 серий. Всё прочее, типа взрывающегося бензина, тормозящего за десять секунд поезда и пули из пистолета, откидывающей назад на пять метров, - это всего лишь штампы полицейской драмы. Как и непременное испускание мелодраматических слюней главным героем совместно с главной героиней. Заставляет поморщиться, но не фатально.

Вообще говоря, надо отдать автору должное. Умело подпуская по одной осмысленной серии на пять совершенно пустых филлеров, они каким-то чудом умудрились удержать меня у экрана. Наверное, всё дело в том, что идея завязать интригу не на факте, а на этической проблеме - хороша. Спасать жизни людей - правильно. Но правильно ли спасать монстра?

Собственно, главный герой, японский доктор с героическим еврейским профилем, ответ находит как-то пугающе быстро. Я тебя породил, я тебя и... сам понимаешь. И не он один. За главным монстром нашего повествования, потрясая пистолетами, гоняются как минимум три кибальчиша. По крайней мере, с целью убить. При этом, отловив свою цель, они обычно начинают драться за право выстрелить, в то время как цель мягким шагом уходит. Маразм? Маразм.

Маразма много. Физического, логического. Полицейский, берущий неудобное ружьё вместо удобного пистолета - ерунда. Хуже - полицейский, который делает выводы о человеке по самому поверхностному его поведению. "Я чувствую, что этот милашка на фото не может быть убийцей" - и дальше все действия исходят из этого. И ладно бы один такой чудик нашёлся, так они же все! Такое происходит, когда автор не может подвести под действия персонажа нормальную логическую базу. Как будто это так сложно.

Вообще ощущение суровой халтуры не покидает на протяжении всего просмотра. Кое-как намалёванные компьютерные листья, плохо врисованные в пейзажи герои (так и стоит перед глазами раскадровка!). В кинематографе не так часто встречаются ракурсы строго анфас или в профиль - а тут почти только они. Честное слово, от совершенно не японского носа нашего досточтимого доктора я откровенно подустала к концу. Есть и ещё один, очень неприятный, минус: ничего, повторяю, ничего в этом аниме не происходит просто так, всё - только для подталкивания сюжета. Нет красивых мелочей. Если герой расчувствовался на могиле, за ним кто-то следит. Если герой пытается бросить пить, этим воспользуются. Если герой постоянно подстригает ногти... нда. Такие штуки должны быть рассованы просто так, чтобы создать фактурных персонажей. Но на это словно не хватило времени во всех, не поверите, семидесяти четырёх сериях.

"Монстра" можно поделить на две половины и первую совершенно спокойно не смотреть. Ничего интересного (помимо Йохана) в ней не происходит. Происходят в ней герои второго плана повышенной унылости и совершенно незначимые для сюжета. Единственное ценное, что они делают, - так это высвечивают нашего героического доктора в предельно радужных цветах. В принципе, для показания образа вовсе не плохо вплетать новеллы, не имеющие отношения к основному сюжету, но... ну, в общем, не так. Они тривиально скучны.

Потом появляется Гриммер, и... ну вот ведь, а. Введи в повествование один классный образ, и тут же всё завертится. А потом и сюжет подтянулся. К концу до авторов даже дошло, что можно показывать действие от лица какого-нибудь неглавного персонажа!

Да, персонажи. Их целая прорва. С одной стороны, хорошо: в нужный момент не происходит "случайной встречи" со старым знакомым, а - довольно реалистично - появляется новый. С другой... ага. Персонажи первого плана тоже почти все унылы. Повествование вытягивают буквально несколько образов. Я вон даже "Топ-3" составила.

3. Инспектор Рунге. Первый образ, который меня зацепил. Тоже, да, банальный. Маниакальный полицейский с двигательной фиксацией, не меньше главного героя одержимый своим монстром... только этот - своего сам придумал. Единственный во всём сериале, кажется, рассуждает здраво и способен на нормальные решительные действия.

2. Йохан. Знаете, как отличить яойного мальчика от неяойного? У яойного подбородок треугольный. Рецепт убийственно прост. Возьмите самого классического бисёнена - со всей его мягкостью, мечтательностью, сентиментальностью, холодным взглядом и тихим голосом - и поместите в нормальную (более или менее) реальность. Тут они меня сделали. В середине сериала я действительно поверила в тех, кто предпочёл бы быть им убитым жизни без него. Злодей получился отменный. Психологический. Вот только к концу его совершенно слили, превратив из злого гения в распускаюещего сопли подростка. Я-то верила, что в финальной сцене он объяснит многочисленным положительным героям, что жизнь не имеет смысла, и они ровным строем сойдут с крыши. Облом.

1. Гриммер. Вместе со своей большой сумкой он всю вторую половину действия (то есть с момента своего появления) тащил на себе сериал. Для меня. Внезапно - глубокий и трагичный образ, единственный, вызвавший у меня сочувствие. Наверное, потому что единственный - так или иначе может сойти за комедийного персонажа. Человек, скрывающий улыбкой своё личное ничто. ...В итоге его тоже втоптали в мелодраму, но до конца испортить всё же не сумели.

И всё же, почему я всё это смотрела-то? Потому что завязка - не в фактах. Если бы они искали, кто убийца, я бы не протерпела и десяти серий, потому что сюжет-то не блистает. Но они искали не "кто", а "что с ним делать". Каждый по-своему. И я ждала морали.

А всё же... это ведь не тот вопрос. Главная проблема родителя монстра не в том, что с ним делать, а в том, что делать после того, как убьёшь его. В этом смысле - полное разочарование. Дело даже не в том, что монстра так и не убили - я понимаю, они претендовали на некую притчевость - а в том, что в конце всё вернулось на круги своя. Но это же невозможно!

Всю дорогу о Йохане и иже с ним говорили как об абсолютном зле или монстре. Признаюсь, испорченная телевизором я ничего уж настолько чудовищного там не увидела. Такого, чтоб прям трястись при виде одного лица его. Но, окей, сделаем вид, что я им поверила. Тогда - победа (или непобеда) монстра внутри (или снаружи) себя - это точка невозвращения. После неё нельзя просто снова постричься и продолжать радостную жизнь. А тут... нет, вопрос (ответ?) "а кто же настоящий монстр" вкупе с открытым финалом оказались достаточно сильны, чтобы не вызвать у меня итогового ощущения разочарования, но... ведь могли показать главное: убийцу дракона и что с ним бывает. Вместо этого предпочли красивой морали обычную "сюжетную" развязку.

5/10. Есть два критерия плохой "полицейской истории" (а это никакой не боевик, не триллер и не "психология"!):
1. Зритель (я) задолго до конца безошибочно определяют, кого из условно-главных героев таки должны убить, а кто чудом выживет. У меня попадание 100%.
2. Зритель быстрее расследующего дело понимает, что к чему. Это невероятно раздражает.
Но вообще я рада, что японцы знают о существовании Чехословакии, серьёзно. Аниме-не-про-Японию - это хорошо.

5/10, сериал, 2004, madhouse studios

Previous post Next post
Up