Nov 07, 2024 18:38
Вот у Дорофеева есть такая присказка: «хотите узнать, чему учат студентов в универе? Посмотрите, чем они занимаются на занятиях! Что человек делает - то он и научится делать». Дело не в том, что ему рассказывают, нужно смотреть именно, что он делает. Почему мы приходим на работу, и нам говорят: «забудьте все, чему вас учили»? Потому что нас учили сидеть и внимательно слушать. Записывать лекции и не иметь собственного мнения. А на работе нужно всё наоборот. Нужно самому что-то делать, иметь своё мнение, принимать решения. Нужно делать под свою ответственность, а не на оценочку.
Эта мысль, что мы учимся делать то, что фактически делаем, применима ко всей жизни. Почему сложно одному что-то делать? Потому что мы умеем то, что делали. Всё начинается с детства, с того, что мы рождаемся и всё время проводим с кем-то из родителей, с кем-то из взрослых, с бабушками, с дедушками. Мы не бываем одни, и мы не делаем то, что хотим. С нами занимаются, нас развивают. То есть ребенок, который в детстве много лежал в одиночестве и играл с мобилем - это довольно редкое явление в нашем мире. Дети много времени проводят в присутствии взрослого, под контролем. На курсах для родителей мам и пап учат несколько раз в день заниматься с ребенком, заставлять его делать гимнастику, класть на животик, чтобы он учился голову держать и так далее. То есть ребенок не сам это делает, а с ним это делают.
Потом ребенок идет в садик. И чему его там учат? Все вместе сели-поели. Неважно, что ты не голоден. Сейчас по расписанию надо есть, и все вместе это делаем. Потом собираемся на улицу, ты уже оделся и готов идти, но сидишь и ждешь, пока соберется вся группа. Вот когда все оденутся - тогда выйдем. Или в конце дня - ты хочешь домой, но ты ждешь, когда придут за тобой. То есть ты сам не можешь сделать ничего. Ты всегда должен подождать какого-то внешнего фактора: остальных детей, старших, организаторов и так далее. (Зато взрослым потом очень нравится есть в ресторане.)
Потом ты приходишь в школу, и там вообще никто не спрашивает, чего ты хочешь. Прямо говорят, засунь свои желания себе поглубже и делай то, что надо. Вот сейчас ты должен делать это. А иначе мы тебе поставим плохие оценки, будем тебя ругать и унижать, и родителей вызовем. И мы всю жизнь учимся отказываться от своих желаний, подчиняться, выполнять чужие задания и не отсвечивать.
Но есть такая штука. Я называю её пересоотнесение.
Если посмотреть на прошлое иначе, подумать о нём по-другому, то меняется и опыт. Мы учимся новому, ничего в прошлом не меняя, только осознавая себя в новом состоянии. Реальность всегда больше, чем восприятие ребенка; и мы можем выбрать новую точку зрения на свою жизнь. И некоторые взгляды нам, как деятелям собственной жизни, комфортнее, и они дают больше свободы. Можно считать школу местом, куда тебя заставляли ходить, и там заставляли делать то, что ты не выбирал, вести себя определенным образом, соблюдать правила. Но взглянем с другого ракурса, в масштабе жизни человека: вся система образования устроена для того, чтобы открыть возможности в жизни. Если человек хорошо учится в школе, то он поступает в университет, знакомится с классными педагогами, с экспертами, с другими увлечёнными студентами. Проводя с ними время, он видит примеры, на которые может опираться в будущем и которые помогут ему быть успешным в своей профессиональной деятельности. Если смотреть на свое взросление в таком ракурсе, то можно сказать: «Я был успешен на каждом этапе: каждый раз, когда я был отличником; каждый раз, когда я побеждал на олимпиадах; каждый раз, когда меня вызывали к доске, и я хорошо отвечал, я вкладывал усилия в свои возможности, в своё будущее. Я очень много сделал для самого себя. Всё прошлое я жил для себя настоящего. Я вкладывался в то, чтобы стать достойным, успешным, хорошо зарабатывать, чтобы меня уважали, чтобы быть профессионалом. Я смелый и уверенный в своих решениях потому, что я опираюсь на знания.»
Вся моя жизнь была для меня. Я старался дать себе возможности. Всё, что я делал в прошлом, было для того, чтобы я сейчас был крутой, сильный, способный, умный, достойный, уважаемый, интересный собеседник, привлекательный человек. Я старался для себя и жил для себя. И это тот вижн, с которым можно смотреть на новые действия и уже не ждать одногруппников и родителей на скамеечке в садике. Я же уже не маленький ребёнок, я уже сам за себя отвечаю. Я всему научился, через всё это прошёл. И сейчас я могу действовать в своих интересах тем способом, который подходит мне взрослому.
====
И когда ты смотришь на свои проблемы в прошлом, травмы и сложности, думаешь об этом не как о чем-то, что закалило; а как о событиях, к которым ты уже пришел достаточно сильным, чтобы их пережить. Даже в тех моментах где ты хотел помощи - ты справлялся сам.
Пожалуй, фишка-то в том что я всегда думаю о случаях успеха. Я выжила, я справилась, я ни о чем не жалею. Но другие - другие. Кто-то сломался внутри, и теперь ищет клей. Для меня все одно: если есть хоть одна рука, способная выдавить клей на себя - значит ты справился, вот тебе клей, живи дальше и процветай. Но, может быть, нужен другой клей.
====
Переесоотнесение - это именно поиск новых координат в пространстве случившегося, которые тебе теперь подходят. В психотерапии часто, когда вспоминаешь сложную ситуацию, терапевт спрашивает, а как тебе теперешнему кажется, что ты чувствовал тогда? Тогда это было опасно: страшно, стыдно, одиноко. А сейчас? - Я могу себя защитить. А ещё я могу себя пожалеть. И я знаю, что если я окажусь в подобной ситуации в другой уже роли, я не буду действовать как взрослые из моего прошлого. Именно это исправление мира делает меня свободнее; я понимаю, что мир, в которым взрослые такие, как я, стал лучше, чем мир моего детства.
Много наивности. Пока я тут развиваюсь, другие скатываются по наклонной. Но весь мир одной жменькой не объять.
about_me,
about_him,
thinking