Дорофеев, Декарт и парабены

Aug 01, 2024 00:58

Однажды мне подарили открытку с надписью «Желаю писать, говорить и заявлять о себе миру, независимо от того, было это или нет!» На днях я не написала вообще ничего, потому что в очередной раз отбраковала все идеи фильтром «об этом уже говорили другие», но потом вспомнила про это пожелание и решила перечислить мысли, которые отбрасывала в течение дня. Расскажу некоторые)

У Декарта, например, есть классная мысль про то, что 90% знаний, которые содержатся в книжках, или даже 99%, на самом деле не знания, а ложь. И выбирать крупицы знаний из книг довольно сложно, потому что приходится много времени тратить на перепроверку того, что ты читаешь. И, говорит Декарт, проще смотреть на мир, проводить опыты в реальности и из них черпать знания. Потому что то, что происходит в действительности, даёт нам знания о реальности.

Или вот у Дорофеева в лекции была идея, которую он часто упоминает. Многие его видео о том, как научиться чему-то новому, и как сделать так, чтобы это изменило твою жизнь. То есть это не какое-то теоретическое знание (типа, я знаю, что если я буду много двигаться и мало есть, то сдохну; если я буду читать много книжек, то стану книгочеем; если я буду решать по одной задаче в час, то за 24 часа я решу 24 задачи, а за 72 часа - 72 задачи), у Дорфеева идея в том, чтобы научить людей учиться практически, то есть не узнавать информацию, а менять свои практики. Цель обучения - изменить свой способ взаимодействия с реальностью. И Макс говорит о том, что есть три столпа развития - это информация извне, собственный опыт и рефлексия. И если мы забиваем голову «теорией», то можем застрять. Если узнавать, как писать, но не писать, то не научишься писать. Собственно, вузы так про себя и говорят: «мы научим вас учиться!» (сидеть, слушать лекции, и решать задачи по составленному кем-то другим списку).

Но свою идею Дорофеев взял из буддизма. И если бы мир был устроен в соответствии с моей идеей не пересказывать чужие слова, то как бы выглядели его лекции? «Эй, ребята, в буддизме есть клевые идеи, идите изучаете буддизм!» А как бы выглядел фольклор, сказки, которые родители рассказывали своим детям? «Ваша бабушка рассказывала мне интересные истории, послушайте её!» Или вообще тишина.

Если честно, то по-моему, в некоторых лекциях, наоборот, не хватает подробности изложения чужих идей. Но это совсем другая тема.

Вместо того, чтобы отправлять нас изучать буддизм, Дорофеев делает важную вещь. Он переосмысляет изученные идеи, чтобы пересказывать их по-своему, по-новому применять их к текущей жизни, к нашей реальности, делать их удобными и полезными для настоящих людей, живущих сейчас. Ну, и доносит буддизм до ютюба 👌🏼

На самом деле у чужих идей есть ещё одно важное свойство: история как будто добавляет им веса, как если бы они прошли проверку множеством поколений. И когда человек говорит «это не я придумал, это ещё давным-давно сказал один великий учёный (или даже учение)…», то возможно, что он просто ссылается на авторитет, чтобы не доказывать истинность современными примерами из реальности. В конце концов 99% информации в интернете, как и в старых книжках - мусор.

P.S. И ещё интересно, что лозунги создают представление. И когда мы слышим «мы научим вас учиться», то кажется, что учиться - это хорошо. Разве иначе кто-то стал бы об этом кричать? Это как надпись на растительном масле «без холестерина», из-за которой холестерин кажется злом. Или надпись на шампуне «без парабенов». Кто знает, что это вообще такое парабены? Но хотите ли ли вы теперь шампунь с парабенами?

creative, question, thinking

Previous post Next post
Up