Монополия - это настольная игра фирмы Hasbro, копирайт 1935-2018 (наверное, уже есть посвежее, если фирма ещё жива, но у меня такая, и на каждой банкноте дата стоит).
Правила там простые: квадратное игровое поле, по периметру дорога, ходишь по ней, бросая два кубика; когда останавливаешься в ничьей клетке, можешь приобрести территорию, и собрав все части одной юнайтед территории, можешь начинать там развивать благоустройство. Если другие игроки заходят на твою территорию, они платят тебе деньги.
Далее по ходу игры ситуации развивается следующим образом: игроки выкупают у банка территории; игроки перекупают или обмениваются территориями, собирая юнайтеды; игроки теряют деньги, посещая территории других. Получая деньги, игроки строят улучшения: домики и отели, и с последующих посетителей берут денег ещё больше.
Если у человека не хватает денег оплатить, он может заложить имущество в банк в обмен на определённую сумму. Выкуп имущества стоит дороже, чем эта сумма.
И ещё одно правило: проходя круг, в смысле весь периметр квадрата, игрок каждый раз получает одну и ту же сумму.
Если игрок теряет деньги и всё имущество - он вылетает. В конце остаётся один монополист.
В этой игре есть выигрышная кооперативная стратегия: не покупать территории. Заход в ничейную территорию не стоит денег. Соответственно, можно ходить по кругу, за каждый круг получать деньги и ничего не терять. Ну, там есть клетки внесения случайностей, карточки шанс, и казначейство, и попадание в тюрьму, но все они не сильно меняют ситуацию в игре. А вот покупка территории и постройка домиков заставляет игроков отдавать за посещение клетки больше, чем они получают за круг. Клеток на круге 40, на ход игрок бросает два кубика и движется на сумму очков на них, итого в среднем игрок ходит на 7, и заходит более чем в 4 клетки на круге.
Не очевидно, но система выстроена так, что выигрывает не монополист, а банк. То есть игроки, конечно, переводят друг другу деньги за посещение территорий, но деньги выходят из игры в моменты выкупа территорий, построек, уплаты штрафов и при выкупе недвижимости из залога. Такие правила игры. В итоге один оставшийся монополист ни с кого не получает дохода, и всё, что он может делать - ходить по кругу, но уже в одиночестве.
Мне больше нравится игра Мачи Коро. Там можно покупать ресурсные источники: фермы, леса, поля, а можно покупать обрабатывающие предприятия. Их прибыль зависит от количества ресурсных зон. Территорий нет, дорожки для шагания нет, каждый покупает в меру возможностей. Есть и предприятия «отъёма денег» у других игроков: кафе, ресторан, стадион и тд, но покупать их не обязательно. И там, и там случайность вносится кубиками: в Мачи Коро они определяют, какие предприятия в этот ход приносят прибыль. После покупки определённого предприятия можно кидать два кубика (и вероятность получить прибыль с предприятий, приписанных к единице - становится равна 0).
Цель игры - построить все здания инфраструктуры раньше других, аэропорт и т. д. Как-то мне это комфортнее.
==.==.==
Сегодня просто играли, а на днях обсуждали - было интересно. У мужа отец в его детстве вёл кружок любителей фантастики и сделал свой аналог игры - звёздная монополия. Правила были в общем те же, просто территории назывались звёздными системами, и вместо постройки домов на них занимались благоустройством территории. Звучит прикольно. Он про это рассказал и добавил:
- А было бы классно, сделать не квадратное поле с дорогой и текстом по периметру, а взять карту звёзд и нарисовать извилистую дорогу на ней. Но получается она тогда круглая, а с двумя полушариями тоже странно.
- А бывает карта неба не на полушариях?
- Ни разу не видел. Но можно, наверное, сделать прямоугольную, типа как карта земли, на которой Антарктида растянута на всю нижнюю сторону.
- Можно сделать развёртку на типа икосаэдре.
- И тогда бросать один кубик, чтобы выбирать направление, а другой, чтобы определять длину пути. Тогда даже лучше всю карту покрыть шестиугольниками. Но тогда непонятно, как сделать круг, где игрок будет получать деньги. Хотя можно зациклить карту, и тогда переход через границу в любом месте будет считаться кругом.
- А что вы строите на звёздах?
- Там типа планетные системы и ты там благоустраиваешь территории. Получаются благоустроенные территории трёх уровней. Чем выше уровень - тем больше плата за посещение.
- А можно сделать игру более кооперативной? Да и вообще, она какая-то неполная. Сейчас, получается, есть владельцы бизнеса, и они же сами покупатели, а работников нет. Ты отдаёшь деньги «банку» за благоустройство, но сам как бы ничего не делаешь. И подчиняешься кубику.
- А если игроки сами выбирают, куда ходить, то зачем им ходить в благоустроенные зоны. Они же могут бесплатно находиться в неблагоустроенных.
- Э-э. Ну вот зачем люди выбирают благоустроенные зоны? Они экономят время, жизнь типа. У игроков, значит, должен быть второй тип ресурса, типа жизнь. В благоустроенной зоне ты отдаёшь деньги, но можешь делать что-то, что тебе нравится и не тратить жизнь. А в неблагоустроенных ты тратишь жизнь на охоту там и всякое такое и не можешь заниматься программированием.
- А как тогда в начале игроки получают ресурсы? Рождаются, у всех по сто лет жизни и какая-то сумма? А потом с самого начала все игроки тратят жизнь, пока не благоустроят какую-то зону?
- Может, они рождаются сразу в какой-то благоустроенной зоне, родители постарались.
- Тогда зачем игроку покидать эту зону?
- У него цель должна быть, типа добраться до дальней звезды.
- Тогда он просто на каждый ход идёт к звезде. В чём сложность?
- Не знаю. Пусть, он не может один до неё добраться, ему жизни не хватит. Надо договариваться, чтоб другие помогали строить благоустроенный путь.
- А сколько надо минимум игроков?
- Пусть три. Пусть они качают навыки разные, чтоб специализация была. Типа один быстрее летает, другой лучше добывает ресурсы, тогда можно будет скооперироваться и добраться до звезды. А если человек один захотел поиграть, то может зарыть клад где-то по дороге, и в следующей инкарнации его найти.
- Какой инкарнации?
- Ну, при старте игры может быть случайный клад от предыдущих игроков!
…
Потом мы договорились до того, что в кооперативной игре можно выдать игрокам эвристики для ходов, типа смеси триза и майнкрафта. Один «изобрёл колесо», другой научился добывать железо, сели покумекали, сделали тачку. Но это уже ближе к подземельям и драконам, и очень много неопределённости.
А есть ли какие-то околоэкономические настолки с другими моделями экономики?
Проверено с
orfogrammka.ru