May 06, 2023 19:38
I want to see with your eyes
I want to smile with your smile
I want a nice surprise
Every once in a while
(Почти Depeche Mode, Little 15)
Раньше ненавидела сюрпризы и неожиданности, доверие моя слабая сторона. Но предсказуемость вырастает из понимания, и жизнь становится проще.
В последние годы много думаю о длительных проектах.
С одной стороны у меня в голове есть убеждение, что зона мозга, ответственная за долгосрочное планирование, развивается к 25 годам, и как будто бы за это отвечают гены, как будто бы это нормальный порядок вещей и к этому надо приспособиться. С другой стороны, я знаю, что зоны мозга развиваются в соответствии с жизненным опытом, с задачами, которые человек выполняет. Известно, что игра в машинки в детстве приводит к лучшему ориентированию на местности. Игра в конструктор улучшает пространственное воображение. Игра в куклы и ролевые игры развивают эмпатию и эмоциональный интеллект. Недоразвитие мозжечка приводит к дефектам развития речи, а у людей, занимающихся синхронным переводом, очень развит мозжечок и зона эмпатии. При этом считается, что мозжечок отвечает за координацию движений, но он отвечает не только за координацию своих движений, но и за распознавание чужой двигательной активности и пространственное воображение, и прогнозирование этого.
Возможно, зона долгосрочного планирования развивается к 25 потому, что только в 22-23, окончив универ, человек начинает практиковаться самостоятельно планировать что-то длительное. Мне кажется, я до сих пор не очень-то умею.
Я хочу научиться писать художку, и надо как-то размазать события по времени, а у меня в текстах вообще времени нет. Я пишу описания, пусть даже это ситуация, диалог, целых 5 минут жизни, это всё равно кадр, как из него выйти в долгосрочный сюжет я не понимаю.
И мне кажется, я вижу в других ту же проблему, люди воспринимают мир отрывками, краткосрочными ситуациями, которые легко распознаются. А повествования, последовательности - их нет. Я тут начала читать учебник 19 века по физике-астрономии (Мейер, «Мироздание»), и там вообще всё по-другому рассказывается. Там есть люди, есть описание процесса, как что открывалось, как доказывается, что из чего следует, и толи я в детстве не видела этого в учебниках, толи и не было этого... Мне кажется, что не было.
Вот в той же школьной биологии, например, описывается отдельно работа каждой системы, отдельно процесс размножения, отдельно процесс развития эмбриона. Смерть, например, не описывается. Детство тоже. Не описываются болезни. И как будто это просто набор кадров, отдельных кусочков, которые не склеиваются ни пониманием общего плана повествования, ни после изучения в общую цельную картину не собираются. Из открытий точно помню описывается открытие Менделя, и всё. Даже про путешествие Дарвина не особо рассказывают, хотя это вроде бы несложно описать историей.
Самые простые шаблоны, которые люди распознают, это ситуации 1х1 или 1х2, причем 1х1 -- это обычно вариант конфликта или конкуренции (потому что с кооперацией проблемы, потому что в искусстве герою всегда нужен подвиг), а вариант 1х2 -- это классический треугольник: агрессор-жертва-спасатель или дракон-принцесса-рыцарь. На самом деле есть ещё семейные треугольники, типа муж-жена-теща/свекровь или муж-жена-ребёнок или муж-жена-любовник/любовница, но там выстраивается та же спасательно-жертвенная конструкция, и в принципе с этим можно жить, если роли гибко передаются.
Но роли передаются все те же самые, и даже в длинном повествовании люди часто видят отдельные кадры с шаблонами. Ну, например, теща мужа оскорбила, а тот в ответ наорал. И в первый момент жена-спасатель злится на оскорбляющую, а в следующий - уже защищает её от «чрезмерной агрессии». Как будто предыдущая информация испарилась, как будто это агрессия не для защиты, а просто подвешенная в воздухе, возникшая ниоткуда и необоснованная.
Как будто шаблон спасателя прибит гвоздями, и остаться на стороне того, кто себя защищает агрессией, сложно. А как еще себя защищать? Сбегать? - Вы меня оскорбили, я пошёл? Это вообще нормально?
Но вот вчера в коментах, я сформулировала моё текущее понимание того, почему работает «говорение», психотерапия: «Когда у тебя воспоминания о страшном оторваны от личности, диссоциированы, то оказываясь в ситуации, похожей на пугающую, твоё сознание оказывается заперто в диссоциированный части памяти, откуда оно не может выбраться, поэтому оно крутится в постоянном страхе. А если связать этот опыт с остальной памятью, проговаривая историю, то даже заходя в него - не будешь застревать, будет проще выходить в нормальное состояние. Судя по КПТ эффект примерно такой. Тут фишка в том, что такое сознание, как эта активность мозга в реальности перетекает из одной части памяти в другую.»
В психологии считается, что при диссоциации в психике появляется защитный механизм, «защитник», который активизируется, когда человек оказывается в ситуации, напоминающей пугающую, и он становится более агрессивным, способным себя защитить. Но такое же происходит и когда в подобной ситуации оказывается кто-то другой, защитник также активизируется и агрессивно защищает «жертву». Может, и стандартный шаблон в искусстве - лишь отражение процессов, происходящих в обществе. А чувство справедливости - рационализация посттравматического поведения. Может, в нашем мире дети часто страдают? Или вообще все люди… Может, мы мало общаемся о том, что с нами происходит…
психология,
question,
писательское