По следам ситуаций, иногда случающихся в терапии, и, собственно, недавно описанной в ЖЖ здесь с точки зрения клиента:
http://community.livejournal.com/ru_psychology/1579983.html, и здесь с точки зрения терапевта:
http://rubstein.livejournal.com/364220.html.
Захотелось написать об этом, потому что подобное когда-то случалось и со мной.
Вот что я думаю по этому поводу.
Пограничной организации клиент совершенно бессознательно, но верной дорогой, уверенно ведет терапевта к тому, чтобы он мог пережить то, что пережил с родителями в детстве сам клиент. Клиент не может рассказать об этом словами, так как может быть, это случилось с ним еще до того, как появились слова, либо эта ситуация была столь остро невыносима, что полностью вытеснена и забыта им-сознательным.
С помощью такого механизма психической защиты как проективная идентификация, клиент обращается с терапевтом каким-то специальным образом, чтобы терапевт мог чувствуя сам, узнать историю этого клиента так, как этот клиент может её рассказать - не словами.
Это переживается терапевтами как интенсивнейший по силе контртрансфер, в котром может устоять лишь абсолютно проработанный в этом конкретном месте (чувстве, ситуации) терапевт. Потому как чувства в этом контрпереносе могут быть психотической интенсивности.
Моими терапевтами это переживалось как "черная кошмарная дыра", "агония", "невозможность ничего сделать, так как лишены самих себя", "желание умереть, если я сама не уйду, не исчезну", и так далее, в чувствах это было полное тотальное отчаяние, дикая ярость и желание уйти самим или куда-то деть меня и меня никогда больше не видеть, дабы не убивать. Отвержение, поскольку ничего иного здесь невозможно.
Вот таким вот образом, очень правильно для пограничного клиента, я рассказывала им то, что я пережила. И более чем рассказывала - давала это пережить самим, взрослым, адекватным, обученным людям.
Я поняла, на что я тогда надеялась - они как-то с этим справятся и я смогу по их примеру тоже научиться с этим справляться.
Теперь я знаю, что это были чувства моей матери, когда она попала в свою травму в тот момент, когда я больше всего нуждалась в её поддержке и без этой поддержки дальнейшая жизнь представлялась мне невозможной, слишком маленькой я тогда была.
Но ни одна взрослая женщина-терапевт из тех, к кому я обращалась, с этим не смогла обойтись без жертв и разрушений. Пока.
Ни одна. Зато благодаря всем им, не справившимся, я сама дошла до этой мысли, далее поддержанной многими психоаналитиками, работавшими с травмой, в частности Г. и Дж. Кристаллами, Д. Калшедом, П. Кейсментом и другими, описывавшими механизм и работу проективной идентификации.
Я поняла, почему и что случилось и в моей первой терапии, которая и вправду мне многое дала - терапевт не поддавалась на обесценивание и просто замирала в такие моменты. Она не была в тот момент живой и не показывала никаких чувств.
Это тоже не учило хорошему способу справиться с тем, что произошло в моей жизни. Я так уже умела.
Фактически она просто демонстрировала другую мою сторону - ту, которая просто терпит, стиснув зубы, ту мою защиту, наросшую на боли от той раны. С ней я продемонстрировала еще один контртрансфер. И это был второй вариант проективной идентификации. Жаль, что тогда она мне этого не озвучила.
И также очень жаль, что в России мало учат работе с пограничными клиентами.
Думаю, что было бы это очень насущно.
Хотя, еще раз, снова и снова я подтверждаю свою идею о том, что лучшее обучение терапии - это прохождение своей личной терапии. Чем глубже, тем лучше.
UPD. Появление этого поста стало возможным благодаря:
Дорогой
rakdanit за наводку и ссылки на посты о контртрансфере и беседу на эту тему в Скайпе,
Изумительной
lual, которая всегда поддерживает мои самые больные темы и всегда остается со мной до тех пор, пока я не дойду до сути.
Моим неудачно закончившимся терапиям.
И моим удачным терапиям, конечно же!
Моим пограничным клиентам, демонстрировавшим мне свои умения создать такой контртрансфер, и помогавшим мне оставаться с ними в такие минуты.
UPD Сегодня запись, сделанную клиентом, убрали. Очень жаль, что коллеги-терапевты и психологи не учатся не только во время обучения, но и, похоже, не хотят учиться на своих ошибках. Но это если я правильно понимаю причину того, что поста больше нет. Для меня в этом что-то такое, типа "сор из избы не выносить".
Ведь если в терапии что-то пошло не так, то в отношениях всегда двое.
И клиент - он не является абсолютно здоровым человеком, к которому можно предъявлять любые требования по сохранению границ и прочей радости. Да не может он этого делать, потому что он - клиент. Потому и пришел на терапию.