В нас всегда сосуществует хорошее и плохое, и это естественно, мы дуальны по своей природе. И вся наша жизнь - это поиск эквилибриума между этими полюсами, который, к тому же, возможен только тогда, когда теневая часть нашей личности может быть принята нами.
Беда бывает тогда, когда человек слишком концентрируется лишь на своей хорошей, признанной другими и одобренной ими, стороне, все больше и сильнее делая только эту фасадную часть, ослабляя все «невписывающееся» в нее. Когда мы начинаем по-настоящему верить в то, что должны такими стать - кем-то без страха и упрека, без всякой тени.
В жизни это ужасно мешает, не давая ни права на ошибку, ни на то, чтобы чего-то не уметь или хотеть чего-то от других, и тогда невозможности обратиться к этим другим. В близких отношениях, если мы действительно хотим близости и любви, мы чувствуем себя на очень небольшом расстоянии от того, кто нам так важен, и здесь мы уже не можем толком скрывать себя настоящего, но и, по сути, не можем им стать.
В своей «Страсти к совершенству» Марион Вудман очень проницательно замечает, что в такие моменты жизни, когда мы слишком стараемся «не ударить в грязь лицом», нам могут начать сниться переполненные унитазы и бесконечные потоки грязи.
Как тяжело жить с такими непосильными требованиями к себе, известно, наверное, почти всем нам, живущим в сегодняшнем нарциссическом мире. Какое громадное страдание приходится переживать, когда ты не можешь что-то решить, потому что должен обязательно решить все «правильно», а ведь последствия наших решений бывают видны лишь по прошествии времени на их проживание. Фактически, не просто стремясь, а веря в возможность достижения совершенства, мы лишаем себя возможности на выбор, отношения, желания, направленные к другим; действительно будучи не в силах остаться теми уязвимыми людьми, которыми когда-то родились. И которые всегда будут совершать ошибки.