Одиночество и ярость пограничной личности

Aug 04, 2018 13:22


В догонку к идее преследующих и нападающих объектов, здесь я приведу выдержки из статьи "Одиночество и пограничная психопатология: отсылка к детскому развитию " Дж. Адлера и Д. Бьюи, в которой они очень ясно изложили одно из основополагающих мест пограничной личности - невероятно глубокое и труднопереносимое чувство всепоглощающего одиночества, а также сильнейшие аффекты, в т.ч. ярость, которая может, возникая, укреплять переживание покинутости и одиночества, доводя их до паники и погружения в ужас. Это еще один взгляд, дополняющий и обогащающий предыдущие идеи о том, что за уничтожающая ярость потрясает личность и каково ее происхождение.
Ранее и позднее, также были описаны феномены таких переживаний (О. Кернберг, П. Кейсмент и др), но эти описания немного варьировались, хотя акцент делался именно на сильную ярость и ненависть, а также процессы трудности контейнирования таких чувств, которые сильно влияют на возникновение и повторение травматических разрывов в терапии и анализе таких пациентов.
В дальнейшем стало понятно, что таких трудностей вряд ли можно совсем уж избежать, поскольку настолько сильные аффекты вряд ли возможно перерабатывать совсем без каких-либо отыгрываний, то есть некоторого их воспроизведения.



Итак, в своей стаье Адлер и Бьюи отмечают очень точно: "В процессе психоаналитической и сфокусированной на изменениях характера психотерапевтической работы с пациентами, страдающими пограничным расстройством личности, мы отметили у них ключевое переживание - чрезвычайно болезненное одиночество. Это эмоциональное состояние часто включает переживание внутренней пустоты наряду с нарастающей паникой и отчаянием; с течением времени у пациентов развивается сопутствующее чувство отчаянной безнадежности, связанное с представлением, что описанное эмоциональное состояние никогда не кончится. Место "пограничных" пациентов на шкале тяжести психических расстройств находится посередине, на одном полюсе оказываются лица с психотическими симптомами, а на другом - пациенты с невротическими переживаниями, и можно обнаружить, что лица, приближающиеся к психотическому полюсу, чаще и более интенсивно переживают описанное одиночество. Оно является серьезным препятствием при попытках установления диадных отношений, в том числе с психотерапевтами или аналитиками."

От себя добавлю, что сильнейший аффект ярости (и сильнейшие требования близости и заботы) может даже не очень-то осознаваться в терапии пациентом, иногда даже если терапевт будет об этом говорить, из-за губокого, и часто бессознательного страха, оставления, покидания, а также фантазий, что терапевт также, как ранее родитель, отвергнет такого плохого и злого пациента.

Далее в статье хорошо описывается механизм возникновения сложностей, происходящих в межличностных отношениях, о том, как усиливаются все вышеперечисленные трудности именно в отношениях.

"Эти исследования подтверждают наше мнение о "пограничных" пациентах как людях с относительно стабильной личностной организацией, отличающихся особой ранимостью в отношении чувств брошенности и одиночества, усиливающейся в контексте диадных отношений (Adier, 1972, 1973, 1975; Adier, Buie, 1972, Buie, Adier, 1972). Для облегчения или предотвращения одиночества у этих пациентов в диадных отношениях мобилизуется интенсивная потребность в физической близости, почти слияния с другим человеком, они требуют, чтобы их обнимали, кормили, ласкали; и неудовлетворение этой потребности вызывает ярость. Пограничные личности с исключительной чуткостью улавливают отвержение; к переживаемому ими латентному и хроническому одиночеству присоединяется одиночество, обусловленное деструктивными приступами ярости. Кроме того, они опасаются близости, к которой стремятся, отчасти потому, что слияние, которого они желают, влечет за собой угрозу взаимного уничтожения, а частично в силу страха перед неизбежностью своей деструктивной ярости. Они прибегают к примитивным механизмам психологической защиты - проекции, проективной идентификации, расщеплению и примитивной идеализации. В итоге сочетанного влияния этих факторов их отношения характеризуются нестабильностью. Пограничные личности превращают отношения в нереалистические, слишком интенсивные, авторитарные, хаотические и пугающие."

Также в статье много важной информации о развитии определенных видов памяти, помогающих ребенку сохранять связь с объектом (матерью), воссоединяясь после расставаний, если те не были слишком длительными и слишком частыми.

"Диффузная примитивная ярость возникает у младенца, не достигшего IV стадии сенсомоторного развития, то есть не обладающего еще памятью узнавания. Этой ярости, несомненно, свойственна большая распространенность, она не ограничивается матерью; ее проявления доступны меньшему контролю, и одним из наиболее ярких ее компонентов является паника. Для излечения от травмы, вызвавшей столь глубокую регрессию, ребенок нуждается в постоянном присутствии матери из-за утраты по отношению к ней памяти узнавания, ему необходим длительный телесный и визуальный контакт с матерью для подтверждения того, что она существует. Конечно, ее присутствие очень долго будет вызывать у него диффузный гнев и отвержение, но постоянство присутствия и эмпатическая терпимость к гневу и отвержению являются необходимыми для достижения умиротворяющего душевного равновесия, чему способствует восстановление памяти узнавания и воспроизведения в отношении матери.
Мы полагаем, что длительная интенсивная ярость является основным фактором, который обусловливает углубление регрессии от ярости памяти узнавания до диффузной примитивной ярости. Младенец, переживающий ярость памяти узнавания, особенно если он видит мать или отца в течение мучительно краткого времени, способен испытывать постепенно нарастающую ярость, которую можно назвать разрушительной. Она уничтожает образы родителей в фантазии, так сказать, комкая и выбрасывая их прочь из внутреннего мира ребенка. Эти переживания существенно усиливают его чувство брошенности и еще больше нарушают память о родителях, то есть углубляют регрессию до III или более ранних стадий, погружая ребенка в отчаянное одиночество и панику."

Статью полностью можно почитать здесь: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2736

агрессия, цитаты, одиночество, пограничная организация личности

Previous post Next post
Up