При симбиотическом характере психического реагирования, то есть по -простому при стремлении психики к слиянию и невозможности отделения себя от объекта, происходит много разных феноменов.
Захотелось здесь коснуться одного, который занимает в последнее время мои мысли. Того, что касается стремления расщепить свои чувства на хорошие и плохие, того внутреннего конфликта в котором отыгрывается один непреложный момент: вера в то, что ровно половина моих желаний , потребностей и чувств (позитивных или негативных) всегда принадлежит другому. То есть о комплементарном способе построения отношений.
Например, когда мама хочет, чтобы я вечно оставался маленьким или когда другие всегда меня ненавидят и отвергают; когда кто-то другой всегда мне что-то должен, а я только жду этого обещанного. То есть когда я сам не понимаю своего желания быть в близких отношениях с мамой, своей любви к ней; когда я не понимаю своей собственной потребности в отделении; когда я сам что-то могу и должен.
Терапевты сами иногда бессознательно поддерживают такое расщепление, присоединяясь к негативному полюсу отношения к родителю (и объекту) своего пациента, в этом случае теряется амбивалентность чувств и игнорируется та любовь которую ребенок всегда испытывает к своему родителю, каким бы тот ни был.
Интересно и давно известно, что во многих случаях бывает труднее как раз переживать, осознавать и выражать позитивные чувства к другому, что совсем неудивительно. Именно любовь труднее отыскать, она словно скрывается под гнетом других, более тяжелых чувств и появляется только если эти другие тяжелые разгрести и переработать. Но ее никогда нельзя упускать из виду, стремление человеческой души к любви, то стремление, что так сильно у маленьких детей, хотя иногда мы склонны считать, что в них говорит лишь их зависимость и страх остаться одним в непостижимом огромном мире.
Когда терапевт активно присоединяется к осуждению родителя (а иногда это неизбежная и необходимая фаза), то он сам всегда должен иметь в виду тот, другой полюс переживаний, который всегда есть.
И для меня это всегда ресурс - неизбежность любви и ее вечное присутствие.