Фантазии или реальность, что нам ближе?:) Я намеренно начинаю с этого полушутливого вопроса. Вопрос такой, что должен сразу же вызвать сильную реакцию у приверженцев реалистического подхода к жизни. И я их понимаю, а во многом разделяю такой подход. Но фантазия, то есть способность к воображению развивает человека, создавая в том числе и огромные реальные ресурсы для дальнейшей жизни.
Что я имею в виду. Возьмем тот факт, что именно фантазирование, такое, например, как думание об отсутствующей матери, позволяет ребенку в бОльшей степени переработать тот факт, что и она, и он - отдельные люди и способствует сепарации. Но для этого у ребенка должно быть какое-то пространство между ним и матерью, она не должна быть слишком близко, так, чтобы он иногда мог думать о ней в её отсутствие. Или фантазирование и вспоминание о каком-то хорошем опыте позволяют ребенку переживать ожидание.
В тоже время, фантазии раннего младенчества вскоре будут пересмотрены. Если младенец фантазирует, что появившееся у него желание утолить голод, и создало ему прекрасную грудь (по принципу: "я захотел, поэтому она появилась"), то ребенок чуть постарше уже понимает, что грудь - часть матери. А тот, кто еще чуть старше, что мать - отдельный от него человек.
Но, как известно, чтобы иметь успех сепарации, любой матери сначала необходимо дать ребенку эту иллюзию, которую и называют иллюзией всемогущества: я подумал, и поэтому оно появилось. То есть, чтобы отказаться от чего-то, необходимо это иметь и пересмотреть в дальнейшем, увидеть это по-другому.
В процессе роста и сепарации, которые всегда связаны друг с другом, ребенок выражает свое несогласие с отдалением матери и её прекрасной груди, которые достаточно хорошая мать должна принять и выдерживать достаточное время. В этом случае ребенок примет, как неизбежное, тот факт, что мать - отдельный человек и он не управляет ею, но и он - отдельный человек и мать не управляет им.
Иллюзия всемогущества начинает разрушаться, а вместо нее ребенок приобретает опыт понимания границ собственной силы, узнает, что его агрессия не безгранична и никого не убивает и постепенно научается своей силой пользоваться.
То есть понимать, подобно своей эмпатичной матери свои желания, и какие-то из них удовлетворять, а о чем-то просить и получать от других.
Чем взрослее ребенок, тем больше потребностей он сумеет удовлетворять сам, но в чем-то все равно будет нуждаться и от других.
Во взрослом возрасте то, в чем он нуждается от других, в основном, является парными потребностями, а также тем, что действительно делать самому одному трудно или невозможно.
В практике любого психотерапевта найдется немало клиентов, которые либо совсем плохо понимают и могут удовлетворять свои потребности и поэтому ищут вовне кого-то, кто сделает это за них, либо тех, кто могут быть вполне функциональными в одиночестве, вступая же в отношения, они теряют большинство своих навыков и становятся беспомощными; либо таких, кто всегда ищет партнера слабее и начинает заботиться о нем, нуждаясь на самом деле в подтверждении своей взрослости и силы, в которых не уверен.
Все эти случаи объединены общей проблемой - неприсвоенностью собственной силы, неумением с ней обращаться, неспособностью чувствовать себя достаточно автономным, чтобы к тому же быть еще рядом с кем-то. В каком-то смысле взрослостью. базирующейся на хрупкой травмированной основе.
Это проблема, которая сильно фонила в предыдущем посте, а потому мне захотелось так, немного туповато и левополушарно:), сделать дополнительные разъяснения. Которые, как оказалось необходимы, потому что я, по мнению некоторых, не имею права постить неоднозначные тексты других авторов без достаточных разъяснений по этому поводу. До этого я верила, что люди, читающие тексты, достаточно взрослые, чтобы разобраться сами, без моих разъяснений:)
Это шутка, конечно, потому что, я имею право постить, что угодно, хоть котиков без разъяснений, но мне показалось все же нужным подчеркнуть некоторые моменты.
По какой-то причине весь предыдущий пост качается между всемогуществом и полной капитуляцией, а середина все же в реальности адекватных границ собственной силы. И, если её не использовать (свою реальную силу, свои ресурсы, полагаясь и делая проекцию сильного, полного ресурсов и возможностей на другого), то она начинает искажаться, накапливаться и зачастую приводит к серьезным и трудным последствиям такого неиспользования. Болезням, травмам, кризисам и конфликтам, и в этом нет ни малейшей мистики, это как раз реальность.
Ваша сила, ваши ресурсы как взрослого человека - это абсолютная реальность и если ими не пользоваться, то им деваться будет некуда "напрямую", поэтому поток пойдет вкривь и вкось.
Но здесь я не об этом, об этом сказано уже достаточно, а о том, по какой же причине взрослый человек не может пользоваться сам своими ресурсами. Конечно, одного желания (а найду-ка я себе кого-то, кто все будет делать за меня) здесь мало. Причин здесь несколько, приведу лишь те, что являются следствием травм.
1. Травматическое расщепление / сбой в контейнировании. Вследствие ранних травм личность человека расщепляется на "основу" и "хранилище", то есть его сила, как минимум, будет иметь два "конца", тот, что направлен вовне, и тот, что направлен на "хранение" то есть по принципу сам себе контейнер. Аналитики еще называют это "расщеплением инстинкта".
2. Недостаточно сильным сознательным "эго", чтобы присвоить (перерабатывать и использовать) достаточно сильные бессознательные энергии мощных аффектов (злости, к примеру). Это момент, когда человек чувствует, что его сила мощнее чем он сам, и отчуждает эту силу, не может представить, что это тоже он. Фактически это тоже является проблемой недостаточного контейнирования и развития самости.
Крайним случаем являестя аутоагрессия при слиянии объекта и самости, когда внешние обекты не отделились от самой личности и злясь на маму, человек направляет злость на самого себя, как будто бы мама и он - одно и тоже (следствие симбиотических отношений).
3. Травмами, связанными с тем или иным насилием. На страхе человек привык избавляться от собственной силы, потому что если он действовал по-своему или проявлял недовольство, то был как-либо наказан.
4. (в какой-то мере подпункт предыдущего) Травмами, связанными с захватом. Когда ребенку необходимо было подчеркивать силу/слабость родителя, обслуживать потребности родителей, по принципу комплиментарности и будучи нарциссическим расширением родителя, самому играть "противоположную" от родительской, роль. Нельзя было выходить из той проекции, которая давала ребенку ощущение связи с родителем.
5. Из страха перед неразрушившимся мифом всемогущества, сохранившийся страх того, что моя агрессия, как чувство или желание, может наносить реальный ущерб мне или другим. Следует из таких отношений, где мать не могла переносить агрессию ребенка и у него так и не возникло пространства, где эта агрессивность могла бы быть в той или иной фороме принятой матерью.
В общем, так или иначе все эти пункты связаны с недостаточным развитием личности вследствие различных травм развития.
Пока думала о том, что написать, были в памяти и другие причины, но пока забылись:)
Вспомню, допишу, а если вы знаете другие, дописывайте в комментариях, я добавлю в пост.