По следам последнего перевода из
Алис Миллер разве что только ленивый не написал своего мнения.
Поэтому мне было лениво, раз и так
уважаемые мной
люди уже
написали. И о вине, и о
прощении , и о границах семьи, и еще много увлекательного, мудрого, важного на волне обсуждения.
Меня заставило написать то, что свары продолжаются, меня даже пугает чем-то это "разрешенное" авторитетной фигурой из аналитического мира, обвинение. Потому что как обычно люди слышат что-то родное и понеслась душа в рай, а подумать своей головой иногда забываем.
Даже не обвинение как таковое меня испугало, а его масштабы. Забыли лишь о том, что кто бы ни был виноват, вина скрепляет намертво, гораздо эффективнее не только любви, благодарности, но и прочих радужных чувств и даже взаимного интереса. Почему так? Да потому, что вина требует наказания, наказание приносит боль и ограничния, если не смертную казнь, а боль, ограничения и тем более смертная казнь, то есть запрет на право жить, никогда еще не рождали ничего хорошего. То есть как обычно - око за око, зуб за зуб, не успели оглянуться, а уже и кровная месть по кругу, бесконечное восстановление справедливости.
Алена это хорошо расписала. Все это говорит лишь об одном: таким образом, с помощью вины, далеко не уедет никто.
Вина - это чувство, на котором держится любой комплекс слияния, таким образоми и вся созависимая канитель.
Вина - это то, что возвращает из любой попытки сепарации.
Вина - это то, что накапливает аннигиляционную агрессию, как ответ на постоянное неудовольствие и наказание.
Кто бы ни был виноват, к сожалению, в конечном итоге выявление этого кого-то не меняет ничего в жизни самого человека, ищущего виновных.
Снять вину с себя, понимая, что вас не любили, не понимали, не разрешали что-то, что в конечном счете исказило ваше развитие - это не значит навечно отавить её на родителях.
Не прощать - это тоже вовсе не носиться с виной, это переживать боль и стараться её как-то пережить.
Никто не совершенен.
Кроме родителей есть другие возможности и люди.
Получив возможность перевести обвинения в переживание чувств и своих каких угодно фантазий о наказаниях, убийстве и прочих садистических импульсов, человек обычно движется дальше.
К своей ответственности за свою дальнейшую жизнь, за то, чтобы сделать её лучше, за то, чтобы не быть таким, каким были для него родители в детстве.
Обинять - можно. Иногда и нужно. Страшно только в одном случае: когда человек остается в этом безнадежном месте, связанным со своим палачом, навечно. Обычно все-таки люди куда-то двигающиеся все-таки приходят к тому, что
никакого прощения буквально становится и не нужно , как только собственная жизнь начинает проживаться, на поиски виноватых вдруг не остается времени.
UPD для полного понимания моей позиции.
Я не против Алис Миллер и считаю, что она сделала очень много полезного и хорошего, а её книги помогли многим людям. В дополнение к этому я считаю, что для человека, пережившего трудное детство, независимо от того, было ли насилие физическим, психическим или выражалось в недобросовестном или недростаточном уходе, освобождаюшим будет получить доступ к своим чувствам по поводу этого, а также иметь возможность выражать их, говорить об этом, быть принятым таким - с этими чувствами, кем-то другим, кто мог бы относиться к нему в это время хорошо и не отвергать, несмотря на то, что человек в таком состоянии может быть не самым "удобным" для отношений. В этом месте, полагаю, мы с Алис Миллер единодушны:)
И совсем прекрасно, если бы у вас была бы возможность получить важный опыт того, что вы не обязаны быть удобным или придерживтаь вашу обидчивость, злость, мстительность, ярость и недовольство, чтобы оставаться в хороших отношениях с другим человеком.
Поэтому хорошо, если помимо ваших партнеров в жизни, у вас может быть человек, с кем вы можете прожить эти чувства без вредя для ваших жизненных отношений, переработва ваши старые страхи о том, что это по каким-то причинам невозможно. Например, это мог бы быть ваш психотерапевт, который может помочь вам отделить чувства из прошлого от тех чувств, которые появляются в вашей сегодняшней жизни.