Из книги "Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку.":
Рассказать ребенку об обстоятельствах его рождения, если оно было сопряжено с изнасилованием или кровосмешением, нелегкая задача. Иметь ребенка, которого вы любите всем сердцем, который беззаботно засыпает под теплым одеяльцем после того, как вы поцеловали его на ночь, и знать, что его жизнь началась с ужасного события и что вы должны рассказать ему об этом, став причиной утраты по вашей воле его невинного неведения, - такого действительно не пожелаешь никому…
Dr.Vera Fahlberg, известный специалист в этой сфере, полагает, что информация должна предоставляться ребенку постепенно. «Было бы В КОРНЕ НЕВЕРНО ждать, пока ребенку исполнится 18 лет и он будет готов начать самостоятельную жизнь, чтобы рассказать об этом», - утверждает она. «По мере того, как усыновленные дети приближаются к моменту расставания с семьей, их часто начинает с новой силой мучить боль отвержения. Важно, чтобы информация об их происхождении не ассоциировалась у них - в очередной раз - с опытом расставания и потери родителей (хотя на этот раз расставание является естественным этапом нормального развития)».
Fahlberg также считает, что прежде чем рассказать ребенку эти «страшные вещи», усыновители должны заранее обсудить их друг с другом или с другим пользующимся их доверием взрослым человеком, чтобы принять факты и найти в себе силы говорить о них с видимым спокойствием.
Всякий раз, когда перед усыновителями встает необходимость обсудить тяжелые вещи, желательно, чтобы они имели возможность «отрепетировать» разговор до того, как он состоится. Записав свой рассказ на магнитофон и затем прослушав запись, усыновители смогут услышать то, что услышит их ребенок. Во многих случаях это помогает им найти более уместные фразы. Усыновители должны отдавать себе отчет в том, что они являются лишь временными «хранителями» истории ребенка, но в конечном итоге эта история принадлежит ему».
Как рассказывать об изнасиловании
Раннее детство: согласно Fahlberg, сначала нужно сделать так, чтобы биологический отец ребенка был упомянут в его Книге жизни (о том, как создать Книгу жизни, рассказывается в главе 9). В случае изнасилования, в первое время в Книге жизни достаточно упоминания о том, что информация о биологическом отце отсутствует. Как отмечает Fahlberg, если ребенок не знает своего отца, то в большинстве случаев он не ощущает какой-либо связи с ним до тех пор, пока ему не исполнится 8-10 лет. Именно в этом возрасте у ребенка появляется ощущение генетической связи и желание больше узнать о биологическом отце.
Sue Pelleg, психолог из Огайо, специализирующаяся на работе с усыновленными детьми, говорит, что со временем усыновители могут несколько расширить объяснение. Пример: «Твоя мать не слишком хорошо знала (или совсем не знала) твоего отца. Отношения между ними нельзя назвать счастливыми. Твоя мать попала в ситуацию, в которой ей угрожала опасность, но из этого получилось что-то хорошее - на свет появился ты». Средний школьный возраст и далее: Severson отмечает, что «как только ваш ребенок спросит или узнает - и только ваша любовь и ваш инстинкт подскажут вам, когда это произойдет - что в его зачатии принимали участие два человека, ему нужно сказать, что его биологическая мать и биологический отец не были влюблены друг в друга и, возможно, даже были не слишком хорошо знакомы, и что они не «занимались любовью», а, скорее, занимались сексом», хотя мать этого и не хотела.
1. Должны ли мы говорить ребенку всё, что нам известно об обстоятельствах его зачатия? Severson говорит по этому поводу: «Нет, точно так же как вы не станете объяснять любому другому ребенку, как, собственно, он был зачат». 2. Когда лучше впервые упомянуть слово «изнасилование»? Severson полагает, что усыновители не должны «использовать само слово до тех пор, пока не будут уверены, что ребенок понимает его значение», что обычно происходит к моменту вступления ребенка в поздний латентный период развития. При этом Severson предупреждает, что в попытке отсрочить момент причинения ребенку боли усыновители могут опоздать: «правильный» момент так и не наступит, и ребенок узнает правду из другого источника. Когда это происходит, ребенок лишается поддержки усыновителей в осознании горькой правды, но что еще хуже, «на карте его миросознания появляется новая реальность. Мать и отец не заслуживают его полного доверия».
Как рассказывать о кровосмешении
Раннее детство: согласно Fahlberg, как и в случае с изнасилованием, биологический отец ребенка должен впервые упоминаться в его Книге жизни. Первоначально достаточно упомянуть лишь то факт, что биологический отец был членом семьи биологической матери. Другая возможность заключается в том, чтобы физическая и этническая история биологического отца в том виде, в котором она изложена в Книге жизни, вела к логическому допущению о том, что он и биологическая мать ребенка были членами одной и той же семьи. При составлении Книги жизни важно помнить, что на первых этапах в нее надо включать информацию, которая соответствует действительности, но изложена в простой форме, чтобы ее можно было расширять по мере взросления ребенка. Сформулировать факты можно таким образом, чтобы впоследствии ребенку было легче формулировать возникающие у него вопросы.
Средний школьный возраст и далее: согласно Dr. Severson, выбор правильного момента для сообщения ребенку о том, что он появился на свет в результате кровосмешения, определяется теми же принципами, что и в случае изнасилования. Усыновители могут начать с заявления о том, что биологические родители ребенка росли в семье, члены которой не умели выражать свою любовь надлежащим образом. «Они не знали, как и кому показывать свою любовь. Из-за этого непонимания ты и появился на свет».
О чем важно помнить, разговаривая с детьми старшего возраста и подростками (по работам Dr. Fahlberg)
• Поздний латентный возраст и ранний подростковый возраст можно использовать для того, чтобы рассказать ребенку о возможных причинах изнасилования и кровосмешения. Для этого можно отвести ребенка на встречу группы взаимопомощи или на собеседование с психологом, специализирующимся на этой теме, либо помочь ему найти нужную информацию в библиотеке или в Интернете. Важно, чтобы ребенок понял: изнасилование является результатом неумения управлять чувством гнева и желанием контролировать других людей. Кровосмешение - результат серьезной семейной дисфункции. И то и другое может быть связано с иными формами физического насилия, гневом, стремлением к контролю, отсутствием границ и/или неспособностью к близким отношениям с другими взрослыми людьми. • Детей и подростков можно подтолкнуть к тому, чтобы они узнали о жизни и о себе нечто такое, что позволит им нормально функционировать в семье и в обществе и не повторять ошибки, допущенные их биологическими родителями. • Даже если ребенок пришел в этот мир в результате изнасилования или кровосмешения, он любим своим Создателем. В конце концов, что может родитель сказать ребенку о нем самом? Он может сказать ему правду. Бог создал ребенка по образу своему. Бог сотворил его в чреве матери. Он, как и любой другой ребенок, прекрасен, и все дни его жизни предначертаны Богом. http://prosto-deti.org.ua/assets/books/4-simeini_formy/03-skazat_pravdu.pdf
Из той же книги: "Дженнифер (15 лет) была удочерена вскоре после рождения. У ее усыновителей уже было двое своих детей, причем оба ребенка были старше ее на несколько лет. В процессе усыновления усыновители узнали от социальных работников, что биологическая мать девочки находится на лечении в психиатрической клинике. По ее словам, она забеременела после того, как была изнасилована афроамериканцем, который тоже лечится в той же клинике. Учитывая, что расовое наследие Дженнифер никак не сказалось на ее внешности, усыновители не стали пересказывать ей эту историю. Между тем, их старшие дети подслушали разговор между усыновителями. Кроме того, кое-что они узнали из случайно подслушанного ими разговора между родителями и социальным работником, который работал с семьей. Когда у Дженнифер начались трудности с формированием идентичности, усыновители поинтересовались у семейного терапевта, правильно ли они поступили, скрыв от нее информацию о происхождении. В свое оправдание они сослались на то, что ни сама биологическая мать, ни история, ею рассказанная, не заслуживали доверия. В ходе собеседования с Дженнифер семейный терапевт выяснил, что старшие дети уже давно ей все рассказали. На протяжении многих лет она в одиночку, без какой-либо помощи и поддержки со стороны усыновителей, пыталась «переварить» эту информацию (а, может быть, дезинформацию) о своем расовом/этническом наследии. Поэтому совершенно неудивительно, что по достижении подросткового возраста она переживала мощнейший личностный кризис.
..... Специалист по поддержке семей усыновителей объяснил Кори, что тот был отдан на усыновление после того, как его мать стала жертвой изнасилования (виновника так и не нашли). К его удивлению, Кори выказал облегчение из-за того, что его мать не была женщиной легкого поведения. Ребенок понимал:, подписывая отказ, мать отвергала не его самого, а обстоятельства, связанные с его зачатием. "
Книгу "Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку." Бетси Кифер и Джейн И. Скулер можно скачать по ссылке: http://faqconf.narod.ru/when.html
Рассказать ребенку об обстоятельствах его рождения, если оно было
сопряжено с изнасилованием или кровосмешением, нелегкая задача. Иметь ребенка, которого вы любите всем сердцем, который беззаботно засыпает под теплым одеяльцем после того, как вы поцеловали его на ночь, и знать, что его жизнь началась с ужасного события и что вы должны рассказать ему об этом, став причиной утраты по вашей воле его невинного неведения, - такого действительно не пожелаешь никому…
Dr.Vera Fahlberg, известный специалист в этой сфере, полагает, что информация должна предоставляться ребенку постепенно. «Было бы В КОРНЕ НЕВЕРНО ждать, пока ребенку исполнится 18 лет и он будет готов начать самостоятельную жизнь, чтобы рассказать об этом», - утверждает она. «По мере того, как усыновленные дети приближаются к моменту расставания с семьей, их часто начинает с новой силой мучить
боль отвержения. Важно, чтобы информация об их происхождении не ассоциировалась у них - в очередной раз - с опытом расставания и потери родителей (хотя на этот раз расставание является естественным
этапом нормального развития)».
Fahlberg также считает, что прежде чем рассказать ребенку эти «страшные вещи», усыновители должны заранее обсудить их друг с другом или с другим пользующимся их доверием взрослым человеком, чтобы принять факты и найти в себе силы говорить о них с видимым спокойствием.
Всякий раз, когда перед усыновителями встает необходимость обсудить тяжелые вещи, желательно, чтобы они имели возможность «отрепетировать» разговор до того, как он состоится. Записав свой рассказ на магнитофон и затем прослушав запись, усыновители смогут услышать то, что услышит их ребенок. Во многих случаях это помогает им найти более уместные фразы. Усыновители должны отдавать себе отчет в том, что они являются лишь временными «хранителями» истории ребенка, но в конечном итоге эта история принадлежит ему».
Как рассказывать об изнасиловании
Раннее детство: согласно Fahlberg, сначала нужно сделать так, чтобы биологический отец ребенка был упомянут в его Книге жизни (о том, как создать Книгу жизни, рассказывается в главе 9). В случае
изнасилования, в первое время в Книге жизни достаточно упоминания о том, что информация о биологическом отце отсутствует. Как отмечает Fahlberg, если ребенок не знает своего отца, то в большинстве случаев он не ощущает какой-либо связи с ним до тех пор, пока ему не исполнится 8-10 лет. Именно в этом возрасте у ребенка появляется ощущение генетической связи и желание больше узнать о биологическом отце.
Sue Pelleg, психолог из Огайо, специализирующаяся на работе с усыновленными детьми, говорит, что со временем усыновители могут несколько расширить объяснение. Пример: «Твоя мать не слишком хорошо знала (или совсем не знала) твоего отца. Отношения между ними нельзя назвать счастливыми. Твоя мать попала в ситуацию, в которой ей угрожала опасность, но из этого получилось что-то хорошее - на свет появился ты».
Средний школьный возраст и далее: Severson отмечает, что «как только ваш ребенок спросит или узнает - и только ваша любовь и ваш инстинкт подскажут вам, когда это произойдет - что в его зачатии принимали участие два человека, ему нужно сказать, что его биологическая мать и биологический отец не были влюблены друг в друга и, возможно, даже были не слишком хорошо знакомы, и что они
не «занимались любовью», а, скорее, занимались сексом», хотя мать этого и не хотела.
Reply
1.
Должны ли мы говорить ребенку всё, что нам известно об обстоятельствах его зачатия? Severson говорит по этому поводу: «Нет, точно так же как вы не станете объяснять любому другому ребенку, как, собственно, он был зачат».
2.
Когда лучше впервые упомянуть слово «изнасилование»? Severson полагает, что усыновители не должны «использовать само слово до тех пор, пока не будут уверены, что ребенок понимает его значение», что обычно происходит к моменту вступления ребенка в поздний латентный период развития.
При этом Severson предупреждает, что в попытке отсрочить момент причинения ребенку боли усыновители могут опоздать: «правильный» момент так и не наступит, и ребенок узнает правду из другого источника.
Когда это происходит, ребенок лишается поддержки усыновителей в осознании горькой правды, но что еще хуже, «на карте его миросознания появляется новая реальность. Мать и отец не заслуживают его полного
доверия».
Как рассказывать о кровосмешении
Раннее детство: согласно Fahlberg, как и в случае с изнасилованием, биологический отец ребенка должен впервые упоминаться в его Книге жизни. Первоначально достаточно упомянуть лишь то факт, что биологический отец был членом семьи биологической матери. Другая возможность заключается в том, чтобы физическая и этническая история биологического отца в том виде, в котором она изложена в Книге жизни, вела к логическому допущению о том, что он и биологическая мать ребенка были членами одной и той же семьи. При составлении Книги жизни важно помнить, что на первых этапах в нее надо включать информацию, которая соответствует действительности, но изложена в простой форме, чтобы ее можно было расширять по мере взросления ребенка. Сформулировать факты можно таким образом, чтобы впоследствии ребенку было легче формулировать возникающие у него вопросы.
Средний школьный возраст и далее: согласно Dr. Severson, выбор правильного момента для сообщения ребенку о том, что он появился на свет в результате кровосмешения, определяется теми же принципами, что и в случае изнасилования. Усыновители могут начать с заявления о том, что биологические родители ребенка росли в семье, члены которой не умели выражать свою любовь надлежащим образом.
«Они не знали, как и кому показывать свою любовь. Из-за этого непонимания ты и появился на свет».
О чем важно помнить, разговаривая с детьми старшего возраста и подростками
(по работам Dr. Fahlberg)
•
Поздний латентный возраст и ранний подростковый возраст можно использовать для того, чтобы рассказать ребенку о возможных причинах изнасилования и кровосмешения. Для этого можно отвести ребенка на встречу группы взаимопомощи или на собеседование с психологом, специализирующимся на этой теме, либо помочь ему найти нужную информацию в библиотеке или в Интернете. Важно, чтобы ребенок понял: изнасилование является результатом неумения управлять чувством гнева и
желанием контролировать других людей. Кровосмешение - результат серьезной семейной дисфункции. И то и другое может быть связано с иными формами физического насилия, гневом, стремлением к контролю, отсутствием границ и/или неспособностью к близким отношениям с другими взрослыми людьми.
•
Детей и подростков можно подтолкнуть к тому, чтобы они узнали о жизни и о себе нечто такое, что позволит им нормально
функционировать в семье и в обществе и не повторять ошибки, допущенные их биологическими родителями.
•
Даже если ребенок пришел в этот мир в результате изнасилования или кровосмешения, он любим своим Создателем. В конце концов, что может родитель сказать ребенку о нем самом? Он может сказать ему правду. Бог создал ребенка по образу своему.
Бог сотворил его в чреве матери. Он, как и любой другой ребенок, прекрасен, и все дни его жизни предначертаны Богом.
http://prosto-deti.org.ua/assets/books/4-simeini_formy/03-skazat_pravdu.pdf
Reply
"Дженнифер (15 лет) была удочерена вскоре после рождения. У ее усыновителей уже было двое своих детей, причем оба ребенка были старше ее на несколько лет. В процессе усыновления усыновители узнали от социальных работников, что биологическая мать девочки находится на лечении в психиатрической клинике. По ее словам, она забеременела после того, как была изнасилована афроамериканцем, который тоже лечится в той же клинике. Учитывая, что расовое наследие Дженнифер никак не сказалось на ее внешности, усыновители не стали пересказывать ей эту историю. Между тем, их старшие дети подслушали разговор между усыновителями. Кроме того, кое-что они узнали из случайно подслушанного ими разговора между родителями и социальным работником, который работал с семьей. Когда у Дженнифер начались трудности с формированием идентичности, усыновители поинтересовались у семейного терапевта, правильно ли они поступили, скрыв от нее информацию о происхождении. В свое оправдание они сослались на то, что ни сама биологическая мать, ни история, ею рассказанная, не заслуживали доверия. В ходе собеседования с Дженнифер семейный терапевт выяснил, что старшие дети уже давно ей все рассказали. На протяжении многих лет она в одиночку, без какой-либо помощи и поддержки со стороны усыновителей, пыталась «переварить» эту информацию (а, может быть, дезинформацию) о своем расовом/этническом наследии. Поэтому совершенно неудивительно, что по достижении подросткового возраста она переживала мощнейший личностный кризис.
.....
Специалист по поддержке семей усыновителей объяснил Кори, что тот был отдан на усыновление после того, как его мать стала жертвой изнасилования (виновника так и не нашли). К его удивлению, Кори выказал облегчение из-за того, что его мать не была женщиной легкого поведения. Ребенок понимал:, подписывая отказ, мать отвергала не его самого, а обстоятельства, связанные с его зачатием. "
Книгу "Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку." Бетси Кифер и Джейн И. Скулер можно скачать по ссылке:
http://faqconf.narod.ru/when.html
Reply
Leave a comment