Статья из журнала "Вопросы психического здоровья детей и подростков", 2007 (7), № 2 (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин)
Номер в pdf Ссылка от
ritasha ПРАВО И НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ СИРОТ ЗНАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ
Мария Григорьевна Кириллова
Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (Москва).
Р. Шпиц, Дж. Боулби показали, что надежная привязанность к матери или человеку, заменяющему ее, является основой для полноценного развития ребенка. К.Эльячефф дала яркие свидетельства эффективности психоаналитической терапии тяжелых расстройств, возникших вследствие разрыва отношений с матерью у детей раннего возраста из сиротских учреждений.
Сироты, оказавшиеся в домах ребенка и детских домах в результате смерти своих родителей, родительского отказа от детей или лишения родительских прав их матерей и отцов, глубоко травмированы событиями их жизни, и это делает насущным оказание им глубинной психотерапевтической помощи, что невозможно, как и само развитие детей, без осознания ими сво-ей истории рождения и жизни. Если мать отказывается от ребенка в родильном доме, дитя знает, хотя никогда без сообщения ему таких сведений не сможет дать в этом отчета, что женщина, чье сердце и чей голос оно слышало в утробе, покинула его и у него не было возможности встретить никого, кто мог бы заменить мать хотя бы таким образом, чтобы возникла стойкая привязанность. Ведь условия воспитания в детских учреждениях таковы, что люди, обеспечивающие уход, меняются очень часто, лишая детей возможности сформировать базальную привязанность и уверенность, что их не покинут. Приемные родители находятся не так быстро, как это нужно для того, чтобы обеспечить удовлетворение базальной потребности в любимом и любящем объекте. Если родители умирают, то дети, которые жили с ними не меньше 6-7 месяцев, переживают острую травму потери объекта привязанности и тоже сильно нуждаются в его заместителях, отношения с которыми будут обладать всеми характеристиками, необходимыми для возникновения взаимной люб-ви. Но и приемное родительство не убережет в таком случае от расстройств, с которыми позволяет справиться глубинная психотерапевтическая проработка влияния прошлого на актуальные отношения с миром и людьми. Социальное сиротство чаще всего предполагает, что та чрезмерно амбивалентная привязанность, которая сформировалась к родителям, в последствии лишенным родительских прав, угасает с окончательной потерей первичных объектов привязанности и заменяется иными глубокими отношениями с заботящимися взрослыми, но в них неизбежно будут перенесены в том или ином виде все бессознательные конфликты, связанные с первичными объектами.
Особую проблему для себя и общества представляют дети, чье нормальное воспитание прервалось на 2-м или 3-м году жизни. Д. В. Винникотт, исследовавший возникновение антисоциальных тенденций у таких детей, рассматривал первые антисоциальные акты как доказательство наличия у ребенка чувства, что он обманывается относительно того, что принадлежит ему по праву, т. е. относительно обладания парой надежных родителей.
По аналогии с тем, как отсутствие любознательности и общую заторможенность в познавательной сфере у детей З. Фройд связывал с чрезмерным подавлением их интереса к тому, как рождаются дети, и к другим сексуальным вопросам, можно гипотетически выводить происхождение катастрофического отставания сирот в интеллектуальном развитии не только из условий детских сиротских учреждений, в которых невозможно сформировать надеж-ную привязанность, но и из порочной практики пренебрежения точной информацией об истории рождения, воспитания и сиротства детей и об их родителях и несообщения им ее в психотерапевтически приемлемой форме. Сочетание неосознаваемого знания пережитого и повторяемого в настоящем травматического опыта с отсутствием слов и адекватной помощи для его «переваривания» не позволяет сиротам выйти из патогенного прошлого и устремиться в будущее, поставив перед собой цели и идеалы, а также выстроить приемлемые отношения с опекунами, родителями и другими людьми. С детьми любого возраста необходимо говорить о происходящем с ними, нелепо и вредно делать секрет для них из того, что они уже пережили.
К этой же теме:
"Затаенная боль. Дневник психоаналитика"
К.Эльячефф
http://www.koob.ru/yelmzyacheff_karolin__yejnish_natali/ Обсуждение книги в конференции по усыновлению на 7е:
http://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=adopt&trd=22932 Правда усыновленного ребенка. Игры бессознательного. Анализ детских случаев
Елизавета Молостова
http://www.maap.ru/library/book/110/ "Первичная травма"
Н. Верриер
http://www.adoptivenursing.narod.ru/primal_wound.html