Александр Малис в программе Фокус - "апокалипсис не случился"

Sep 03, 2009 22:18

В студии Александр Малис - президент компании "Евросеть", и Сергей Савин - аналитик компании "Джейсон энд Партнерс"

ВЕДУЩИЙ: В студии у нас хорошо известный Александр Малис - президент компании "Евросеть" - у вас меняются звания, я уже не успеваю следить, и Сергей Савин - аналитик компании "Джейсон энд Партнерс" - Сергей, по-моему, в своем постоянстве постоянен. И наш адрес тоже постоянен. Пишите, ответит. Александр Адольфович, ну, человек, чье имя нельзя упоминать, точнее упоминать можно, но мы уже в последний раз договорились, в ноябре, по-моему, предрекал чуть ли не смерть мобильного ритейла всего - да, беседуем мы о мобильном ритейле, уважаемые телезрители, если вы не поняли, а то я так сходу ворвался, - политкоррекцию минимум на 50%, разорение сетей, снижение ассортимента. Ну, практически уже год прошел.

Александр МАЛИС, президент компании "Евросеть": Апокалипсис не случился.

ВЕДУЩИЙ: Но, тем не менее, мы наблюдаем серьезную коррекцию.

Александр МАЛИС: Мы наблюдаем общую коррекцию рынка с одной стороны. С другой стороны бесшабашность с рынка ушла. И это очень здорово. Потому что всего год назад, полтора года назад для всех было очень важно скорость развития. А вот зачем…? И это была проблема для рынка. И было понятно, что пузырь лопнет. Он лопнул и слава богу. Оказалось, что внутри пузыря что-то было. Когда пузырь лопнул, вот это что-то вполне себе нормально живет.

ВЕДУЩИЙ: Сергей, на самом деле я не очень люблю аналогию с пузырем, скорее, с качелями, такими затухающими колебаниями, это единственное, что я из курса физики помню. Поэтому не очень понятно, где рынок остановится. Потому что действительно в ситуации…я не могу сказать, что она была хорошей, но в ситуации иллюзий хорошей экономической ситуацией, если можно так сказать, покупали все. Студентки ходили с телефонами за 1000 долларов. Панты были дороже денег. Кому папики купили, кто сам на последние деньги понакупал. Покупали все и всё. Покупали последние новинки. Потом рынок действительно схлопнулся. Народ немножко образумился и понял, зачем мне каждый месяц менять дорогие телефоны. И по идее упал. Вопрос - насколько упал и какие тенденции ему помогают еще держаться наплаву?

Сергей САВИН, аналитик компании "J'Son & Partners Consulting": Вы правы. Рынок упал в количественном выражении. По нашим оценкам, в первом полугодии в России было продано более 12 млн. мобильных телефонов - в сравнении с предыдущим годом сокращение составило порядка 25%.

ВЕДУЩИЙ: На самом деле не так критично, потому что все кричали минимум о 50%.
Сергей САВИН: И как показывают наши цифры, в общем-то, российские потребители, как были готовы платить за мобильные телефоны, так они готовы платить и сейчас. Единственное, что их стало несколько меньше.

ВЕДУЩИЙ: Потребителей?

Сергей САВИН: Да. Показатель средней цены практически не меняется на протяжении с прошлого года и колеблется в районе 5 000 рублей - плюс, минус.

ВЕДУЩИЙ: Но при этом нельзя выводить за скобки того, что телефоны стали дороже. Колебания курсы валют…

Александр МАЛИС: На самом деле не стали.

Сергей САВИН: Здесь два фактора влияют - цены производителей, которые в условиях конкуренции постоянно снижают цены на свою продукцию. И, безусловно, курсовые разницы.

ВЕДУЩИЙ: Которые примерно уравновешивают друг друга.

Сергей САВИН: Да. И все-таки, к сожалению, просто потребители возможно стали покупать более простые телефоны.

ВЕДУЩИЙ: Когда вы говорите, что упало на 25% - это в деньгах или в количестве?

Сергей САВИН: Это в штуках.

ВЕДУЩИЙ: А в деньгах?

Сергей САВИН: В деньгах опять же он сократился, но в связи с изменением… с существенным ослаблением курса доллара. Если год назад человек в долларовом выражении покупал телефон за 200 долларов, то сейчас он покупает телефон за 150, что несколько влияет на тот функционал, тот дизайн, который он получает за эти деньги.

Александр МАЛИС: Не совсем так. У производителей мобильных телефонов произошла серьезная революция. Мир перешел на чипы меньшего размера. Сейчас 95, меньше уже 65 нанометров. В результате телефоны стали намного умнее. И никто не мог себе представить телефон за 7 000 рублей, который был бы смартфоном еще год назад. Сегодня 7 000 рублей - это вполне себе смартфон. А за 10-12 тысяч - это смарт-смарт прям настоящий, который раньше стоил тысячу долларов.

ВЕДУЩИЙ: При этом давайте не забывать тенденцию, что очень многие подумали - а на фига мне смартфон?

Александр МАЛИС: Наоборот. Мы сегодня видим, что в количественном выражении продажи смартфонов с 5% выросли до 20 и 25%. И мое мнение, что через год у нас будет 75% продаваться смартфонов. Они настолько стали дешевыми, настолько удобными, что сегодня, когда человек идет покупать телефон, он скорее купит смартфон, потому что разница в цене не принципиальная, а пользоваться удобно.

ВЕДУЩИЙ: Давайте я зайду с другой стороны. Клиент с наибольшей добавленной стоимостью, если можно так сказать, который приносил больше денег - это человек, который регулярно покупал всякие новинки. Увидел новинку - купил. Зачем, почему - непонятно. Сейчас эти люди стали задумываться, по себе знаю - а зачем он мне?

Александр МАЛИС: А все не так работает.

ВЕДУЩИЙ: К вам никак не подкопаешься.

Александр МАЛИС: У нас в стране есть порядка 100 млн. человек, детей да стариков, которые просто пользуются мобильной трубкой.

ВЕДУЩИЙ: Самой простой.

Александр МАЛИС: Любой. Мобильная трубка в среднем живет три года, физически. После этого у нее внутри начинают плавиться батарейки и микросхемы. И ее приходится выкидывать. Давайте посмотрим, это означает, что даже если не будет гига вообще, то у нас с вами будет 30 млн. трубок в год продаваться только для замены. А это уже ….

ВЕДУЩИЙ: Это разные сегменты рынка. Правильно?

Сергей САВИН: Нет. В принципе….

ВЕДУЩИЙ: Как нет? То есть они сближаются, тенденции сближения…

Александр МАЛИС: Конечно. Если вы сегодня находитесь в какой-то социальной группе, можете позволить себе потратить на телефон столько-то денег, вы приходите в магазин, вы видите, что телефоны поумнели и вам надо добавить тысячу рублей, и вы получите телефон совсем другого качества, вы, конечно, купите чуть дороже, и мы видим, что именно сейчас вот этим летом мы увидели довольно сильное увеличение средней цены телефона, и именно за счет того, что начали выходить относительно дешевые смартфоны.

ВЕДУЩИЙ: Сергей.

Сергей САВИН: На мой взгляд, потребители зачастую покупают смартфоны не потому, что это смартфон, а потому, что это просто мобильный телефон удобный. И он даже может не догадываться, что по своей составляющей это какой-то….

ВЕДУЩИЙ: Я не про это. Вопрос, скорее, почему тот крах, который антибольшевики прогнозировали, в том числе в этой студии, он не состоялся?

Сергей САВИН: Все-таки услуги сотовой связи на сегодняшний день перешли в разряд массовых.

ВЕДУЩИЙ: Ну, замечательно. Я не говорю, что люди отказываются от сотовой связи. Бабушка, которая тратит, грубо говоря, 200 рублей в месяц на телефон, это не тот клиент, который приносит основную массу денег.

Сергей САВИН: Бабушке дадут телефон ее внуки и дети. А дети купят себе что-то уже новое и более современное.

ВЕДУЩИЙ: Понятно. То есть рынок остается массовым.

Александр МАЛИС: Это не просто массовый рынок. Сегодня убери мобильную связь, и мы скатываемся в каменный век. Невозможно без нее.

ВЕДУЩИЙ: Мы с вами сколько раз говорили в этой студии. Мы говорили, что услуги с высокой добавленной стоимостью не заработали. Говорили?

Александр МАЛИС: Да. И это как раз проблема не нас сотового ритейла, а операторов. Вот они пусть морочатся…

ВЕДУЩИЙ: Вы мигрируете из одной продуктовой группы в другую.

Александр МАЛИС: Если мы сегодня говорим о сотовом ритейле, то нам на самом деле все равно, что там происходит у операторов. Нам самое главное, чтобы операторы мобильной связи работали. До тех пор пока они работают, нам есть жизнь. И мы понимаем, что они умирать не собираются. Соответственно мы сотовые ритейлы умирать не то, что не собираемся, а собираемся жить гораздо лучше, чем в прошлом.

ВЕДУЩИЙ: Есть важная точка соприкосновения. Те возможности, которые дает новый телефон, дает возможности новым услугам, и наоборот. Выясняются, что очень многие услуги в России до сих пор не заработали, даже пресловутая 3G работает весьма и весьма местами. А аппаратов с 3G продано очень много. Операторы сейчас…когда прилетаю, сразу читаю несколько статей о том, что запускает несколько операторов мобильное телевидение, о котором мы с вами сколько уже говорили. Телефон, сколько в России с поддержкой… "Самсунг", по-моему….?

Александр МАЛИС: Два есть.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Тем не менее, можно долго, несколько передач говорить о вообще возможности этой модели, и сколько она принесет денег. Имиджевая это составляющая или нет. Но это все пока деньги основные не приносит. Теперь вы говорите, что основные деньги приносит бабушка со средним чеком в 200 рублей.

Александр МАЛИС: В сегодняшней России есть арпо-операторы, у арпо-оператора одного 7 долларов, у дорогого 8, у третьего 9, иногда показывают другие цифры. Но все равно, скажем, это 10 долларов. 10 долларов - это 300 рублей. Вот вам средний клиент.

ВЕДУЩИЙ: Но вам-то интересно привлечь людей, которые платят дороже за услуги?

Александр МАЛИС: Нам не так интересно. Если мы говорим о том, что мы ритейлы, то для ритейла очень важно, чтобы все население ходило к нам в магазин и что-то там находило для себя.
ВЕДУЩИЙ: Просто решается. Надо чтобы производители выпускали те телефоны, которые чаще всего выходят из строя.

Александр МАЛИС: Они это уже давно делают.

ВЕДУЩИЙ: Наконец-то, вы это сказали. Я ждал от вас этого. Вы же честный человек. Я бы хотел, чтобы мы еще на один слайдик посмотрели. Это общемировые объемы продаж мобильных телефонов. График у нас есть такой. Сравнение квартал 2009 - 2008. "Нокиа" - минус 15,4. "Самсунг" - плюс 14,2. "LG" - плюс 6. "Моторола" - минус 47. Ну, оно, в общем-то, и понятно. Сергей, хотите прокомментировать?

Сергей САВИН: Еще хуже дела у "Сони Эриксон".

ВЕДУЩИЙ: Не влезло, у нас ограниченные размеры формата. Я-то не всегда влезаю.

Сергей САВИН: Ну, да. Расклад игроков на рынке поменялся. Ушли такие мэтры, как в свое время была компания "Моторола", вниз. Поднялась компания "LG", которая сделала ставку на дизайнерские продукты, которые в целом в мире были довольно-таки неплохо восприняты. Компания "Самсунг" является довольно-таки агрессивным рыночным игроком, выпускает интересные модели, что, собственно,

ВЕДУЩИЙ: А с "Нокиа" что?

Сергей САВИН: Когда ты стоишь на вершине, ее довольно сложно удерживать. Поэтому некая коррекция, на мой взгляд, не является критичной.

ВЕДУЩИЙ: Являются ли показатели второго квартала, скажем так, характерными для динамики рынка?

Сергей САВИН: В целом, да. Если накладывать на исторические данные, то если не будет какого-либо ухудшения макроэкономической обстановки, в целом в мире и в России, наверное, как бы рынок стабилизируется, и будет показывать те тренды, которые он показывал до этого.

ВЕДУЩИЙ: Еще одна интересная, я бы не сказал, что это новость, но она так просочилась где-то уже. Это история с айфоном. Что операторы, связавшиеся с айфоном, на самом деле демонстрируют гораздо худшую динамику прибыли, и не хотят об этом говорить, я имею в виду оператора сотового ритейла. А в России это вообще отдельная история. И тут еще есть один момент. Поскольку весь рынок, как в том анекдоте "Не догоню, хоть согреюсь", побежал за айфонами, и наперебой стали выпускать айфон киллера, так никому, по-моему, и не удалось, хотя появилось очень много интересных моделей, в общем-то, вот эта тенденция, не оказались ли она ложной?

Александр МАЛИС: Нет. Айфон открыл, и это объективность, новый взгляд на то, что такое мобильное устройство. И айфон задал некую планку, потянулись многие. Мы смотрим, что устройство, которые выпустили "LG", например, и "Самсунг" - это не айфон. Но при этом получилась и у тех, и у других целая серия устройств очень интересных, для которых есть, очевидно, свой покупатель, и в сумме сравнимо с количеством покупателей айфона.

ВЕДУЩИЙ: Но результаты сотрудничества с "Эппл" в области мобильной связи оказались для операторов…

Александр МАЛИС: Я не думаю, что прямо не утешительными. Там абсолютно неоднозначный опыт. Более того, я бы его назвал, скорее, все-таки позитивным, потому что айфон настолько разогрел мобильный трафик интернетовский, что, можно сказать, он просто открыл для мира, что вообще мобильную связь можно использовать для пользования Интернетом.

ВЕДУЩИЙ: Для мира. Но вряд ли для России. Потому что у нас по-прежнему мобильный Интернет находится с этими ценами, с которыми существует, особенно с роуминговыми ценами, да…
Александр МАЛИС: Тут вопрос не только цен. Все очень просто. У нас очень слабенькая экономика в стране, если вы не обратили внимание.

ВЕДУЩИЙ: Я-то обращаю каждый день.

Александр МАЛИС: И очень слабенький фондовый рынок. Если вы в Америке придумали сервис, которым можно пользоваться через мобильный Интернет, придумали "Твитер", вы сразу стали миллиардером. Вот у нас ты можешь обпридумываться, но максимум, что ты можешь сделать - это найти какого-то бизнес-ангела, он тебе даст миллион, ты себе отчекрыжишь 200 000 и так более менее…

ВЕДУЩИЙ: Спасибо за раскрытие…

Александр МАЛИС: Ну, вот как это работает. Просто наша экономика еще слабенькая. У нас людей, которые понимают -

ВЕДУЩИЙ: Готовые платить за приложение, готовые платить за эти услуги,
Александр МАЛИС: Полно людей. Готовы платить повально люди. Где эти приложения? Нет приложений.

ВЕДУЩИЙ: А что за "Твитер" платить-то?

Александр МАЛИС: Вы платите за него, когда им пользуетесь, за трафик.

ВЕДУЩИЙ: Я понимаю. Есть еще и платные приложения. И к этому, кстати, моя огромная претензия к айфону. Потому что я бы с удовольствием покупал в "Эппл" (нрзб) приложения, но в России вот не продают.
Александр МАЛИС: У них специальный взгляд на Россию. Это целый комплекс всяких проблем. Мы надеемся, что государство улучшит имидж России за границей, над этим много работают. И с годами станет лучше.

ВЕДУЩИЙ: Интересный взгляд на вещи.

Сергей САВИН: Компания "Эппл" открыла свое представительство в прошлом году в России. Все-таки взгляды на российский рынок, я думаю, несколько изменились. Единственный нюанс - это все-таки объемы продаж айфонов официальные. Конечно, ситуация немножко удручающая.

Александр МАЛИС: Это понятная ситуация, потому что компания "Эппл" во всех странах мира работает с операторами. А Россия отличается от того, что у нас оператор не является каналом продаж.

ВЕДУЩИЙ: А вот об этом, кстати, и хочется поговорить. Операторы, в конце концов, стали скупать сотовый ритейл, чтобы обладать и воздействовать на каналы продаж. Результат, Сергей? Можем говорить о каких-то результатах?

Сергей САВИН: То, что у нас есть компания "Евросеть" и она демонстрирует неплохие показатели, на мой взгляд,

ВЕДУЩИЙ: Кукушка хвалит петуха. Я вообще говорю о ситуации на рынке.

Сергей САВИН: Я, наверное, положительно оцениваю. Потому что если бы не пришли сотовые операторы, мобильный ритейл схлопнулся бы еще сильнее.

ВЕДУЩИЙ: Вот! Главная оказывается причина не в том, что не стали меньше покупать телефонов, а в том, чтоб поддержали бизнес-ангелы.

Александр МАЛИС: Тут все очень просто. Почему "Вымпелком" купил "Евросеть"? А чтобы было, если бы вдруг "Евросеть" разорилась? Пришлось бы выстраивать новый канал продаж. Это было бы дороже, чем те деньги, о которых мы читали в газетах, "Вымпелком" заплатил, поддержит акции, а дальше продаст через какое-то время, когда "Евросеть" станет железобетонной. Вот и все.

ВЕДУЩИЙ: То есть это временная инвестиция?

Александр МАЛИС: Может быть временной, она может быть долгой.

ВЕДУЩИЙ: Вы же президент "Евросети" бывший. Расскажите!

Александр МАЛИС: Но я не президент "Вымпелкома".

ВЕДУЩИЙ: Но в "Вымпелкоме" вы тоже занимали должность.

Александр МАЛИС: Занимал. Для "Вымпелкома" это сегодня достаточно важная инвестиция, потому что они понимают, что "Евросеть" есть, и это дает им большой канал качественных продаж. Потому что продажа продаже тоже рознь. А раздача сим-карт у метро - это тоже продажа, но несколько меньше количества, кто будет пользоваться. "Евросеть" - качественный канал продаж. И для "Вымпелкома" было важно, чтобы вообще эта компания не прекратила существование. Сегодня мы видим, вот прошел почти год, что это была очень интересная, правильная инвестиция, потому что "Евросеть" окрепла и пережила кризис, и чувствует себя хорошо.

ВЕДУЩИЙ: На самом деле я ждал этого момента. Александр Адольфович сам себя загоняет (нрзб), говоря о том, что мы пережили кризис. Вот никто сейчас с уверенностью сейчас не может сказать, что мы пережили кризис. А большинство уверены в обратном.

Александр МАЛИС: Мы пережили ту часть кризиса, которую видели. Никто не знает, что впереди. Может, метеорит в землю ударит. Мы знаем, что есть. На сегодняшний день была первая волна кризиса, которую пережили не все компании.

ВЕДУЩИЙ: Может, вы что-то знаете, чего мы еще не знаем. Может, можно из студии не выходить, там метеорит приближается?

Александр МАЛИС: Рано или поздно.

ВЕДУЩИЙ: Понятно.

Сергей САВИН: Теория вероятности - упрямая вещь.

ВЕДУЩИЙ: Либо упадет, либо нет. 50 на 50. Сергей, я все-таки настаиваю на том, что мы не пережили еще кризис. И вот ежели пресловутая вторая волна нахлынет, то, что станет с рынком мобильной связи и мобильного ритейла?

Сергей САВИН: Конечно, давать сейчас какие-то прогнозы - это все равно, что гадать на кофейной гуще.

ВЕДУЩИЙ: Это главный итог кризиса. Все аналитики в один голос отказываются давать прогнозы. Слава богу! Теперь еще когда всех начнут увольнять за то, что они не знают, они честно признаются, что они ничего не понимают.

Сергей САВИН: Можно предполагать, но как реально могут повернуться факты…

ВЕДУЩИЙ: Я сегодня с утра еду на работу, включаю радио. Первое, что я слышу - там какому-то аналитику на какой-то из радиостанций задают вопрос: а что вы скажете вот по этому поводу? Он говорит - я не могу гадать. Вот опять-таки - может, завтра метеорит на землю упадет. Может, Александр Адольфович ту же передачу слышал, оттуда. Все аналитики говорят - гадания на кофейной гуще, прилетание метеорита. А мой любимый аналитик Александр Разуваев, который предсказывал РТС по 3000 к концу года, на мои вопросы - Саша, а собственно, где? - сказал: если вы считаете, что аналитик может что-то предсказать точно, то вы овощ. Я считаю, что они овощи, они считают, что я овощ. Мы все овощи. Так что не надо.

Александр МАЛИС: Мой взгляд такой. Мы живем в тех реалиях, в которых мы есть, и в этих реалиях существуют производители, и зачастую потребители. Производители должны как-то передать свой товар потребителям, а потребители деньги производителю. Чисто теоретически, это может быть так - приходишь к дверям фабрики, заходишь в контору, платишь деньги, на складе получаешь. Но большинство производителей и потребителей связаны каналом продаж. Это ритейл. И до тех пор, пока производители будут существовать, а потребители потреблять, а одно и другое связано между собой, ритейл будет жить.

ВЕДУЩИЙ: Это общие слова, ну, при всем моем уважении и любви к вам. Но при этом же наступают разные экономические времена. Потребитель думает - а на хрена мне дорогой телефон?

Александр МАЛИС: Потребитель в нашем бизнесе…. Все устроено очень просто. Раз в три года, чтобы он не думал, он купит телефон.

ВЕДУЩИЙ: Я понимаю. Но вот за эти три года мобильному ритейлу надо и кредиты возвращать.
Александр МАЛИС: А нам достаточно раз в три года. Сто миллионов человек делить на три года - 33 миллиона человека в год. Плюс кто-то телефон из этих 33-х миллионов потерял, значит, он купит два раза.

ВЕДУЩИЙ: У кого-то украли.

Александр МАЛИС: И так далее. Это будет 40 миллионов телефонов в год. Рынок - 40 млн. телефонов в год - меня полностью устраивает. Мы будем чувствовать себя в шоколаде, потребителей будем обслуживать очень хорошо.

ВЕДУЩИЙ: Знаете, шоколад в некоторых сленгах имеет не самые позитивные коннотации. А на этом и наша передача подошла к концу. Напомню, что в студии у нас были Александр Малис, президент компании "Евросеть", и Сергей Савин, аналитик компании "Джейсон энд Партнерс".

Фокус, Евросеть, Александр Малис, Сергей Савин, Виттель, РБК, Джейсон энд Партнерс

Previous post Next post
Up