Leave a comment

ustavschik July 26 2020, 18:34:50 UTC
чтобы четвёртая память одного святого
Она не чётвёртая. Она, строго говоря, первая :)
Дело в том, что при установлении его памяти на 5 (18) ноября было рекомендовано править именно этот день как основную память, а остальные сохранить в календаре как воспоминания. Аналогично у нас отмечен в Богоявление свят. Феофан Затворник, поскольку скончался он в самый праздник. А служба правится 10 (23) января.

не попадалась ни разу
Преподобный Варлаам, пустынник Чикойский: памяти 5 (18) октября - день монашеского пострига, 23 января (5 февраля) - преставление, 8 (21) августа - обретение мощей.
Святитель Митрофан Воронежский: памяти 4 (17) сентября - второе обретение мощей, 23 ноября (6 декабря) - преставление, 2 (15) апреля - день епископской хиротонии, 4 (17) июня - тезоименитство, 7 (20) августа - обретение мощей.
Преподобный Иосиф Волоцкий: памяти 9 (22) сентября - преставление, 18 (31) октября - обретение мощей, 13 (26) февраля - день прихода на место основания Волоколамского монастыря, 1 (14) июня - день монашеского пострига.
Это не считая, разумеется, памятей в различных Соборах святых.

Reply

psalomshchik July 26 2020, 19:30:10 UTC
Всё, сдаюсь. :)
Что касается того, что день избрания н патриарший престол - основное празднование свт. Тихона, я узнал сегодня от Вас! Ну, откуда я был должен знать вот это: "По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 декабря 2007 года основное празднование памяти свщисп. Тихона перенесено со дня прославления 26 сентября (9 октября) на день его избрания на Патриарший престол 5 (18) ноября"? Где-нибудь в сноске "Богослужебных указаний", небось, разочек мелькнуло - и всё?
Помнится, патриарх Алексий ещё в 2007 году обратил внимание на забытый праздник Рождества свт. Николая и благословил его возрождать. Не заметили, в каком году он появился в календаре? В ЭТОМ!!! Причём скромненько так, вне самой календарной статьи http://calendar.rop.ru/?idd=224 в виде сноски: "В Минее на этот день есть богослужебные тексты в честь празднований: «Рождество святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских» и «Перенесение Великорецкой иконы святителя Николая из Вятки в Москву»". Мол, в Минее есть, а в нашем календаре - великА честь! "Тексты" - громко сказано: тропарь с кондаком в зелёной Минее! Правда, в "Богослужебных указаниях" на этот день http://calendar.rop.ru/?bui=224 эти празднования указаны на ряду. Правда, устава службы с их использованием всё равно нет.

Reply

ustavschik July 26 2020, 20:25:45 UTC
небось, разочек мелькнуло - и всё?
Ага. На 2009-й, кажется, год :)
В приказном порядке этого не было, но была рекомендация. И именно по тем соображениям, что Вы описали: обе памяти святителя совпадали с бденными праздниками, и ему нужно было подыскать день без подобных уставных совпадений. Остановились на "свято-тихоновском" варианте. Правда, то были времена Патриарха Алексия II. А вот нынче… После того, как на то же самое 5 ноября установили празднование Святых Отцов Поместного Собора, совершенно непонятно, как исполнять рекомендацию 2007 года, если в 2017 году рекомендовали в этот день служить именно Отцам Собора, в службу которым включили некоторые песнопения (в том числе те самые дополнительные тропарь и кондак) самому святителю Тихону. Видимо, это новый виток истории…

Мол, в Минее есть
Ну, мы-то знаем™, что на самом деле на Рождество святителя Николая есть полная служба :)

устава службы с их использованием всё равно нет
Поскольку «летнего Николы» нет в Типиконе, а наши БУ ориентируются преимущественно (не исключительно, но преимущественно) на Типикон, о чём не единожды говорил о. Сергий Ванюков, то…

Reply

psalomshchik July 26 2020, 21:04:14 UTC
> После того, как на то же самое 5 ноября установили празднование Святых Отцов Поместного Собора, совершенно непонятно, как исполнять рекомендацию 2007 года

Кто сказал, что рекомендации нужно исполнять? У меня (думаю, у Вас тоже) на полочке стоит красненькая книжица 1988 года с соединением служб Крещения Руси и Всех русских святых. И в той книжице написано чёрным по белому: "По этому уставу в этот день служить во все последующие времена". Во как! Только в календаре следующего же года (может, двух лет) службу русским святым опять, как раньше, предписывалось служить по отдельной брошюре 1949 (кажется) года, а потом стали рекомендовать уже более новое издание - в зелёной майской Минее. Про "все последующие времена" все синхронно забыли! Теперь службу Крещения Руси присоединили (чтоб не пропадала!) к службе князю Владимиру (чтобы последняя была ещё увесистее и торжественнее). И тихо-тихо отовсюду исчезло упоминание о том, что Крещение Руси раньше праздновалось 1 августа. Именно ради этого воспоминания ("просвещения ради людскаго") положен был уставом водосвятный молебен, который теперь служится - спрашивается, чего ради?
...А старообрядцы, между тем, главную, кульминационную службу 100-летия Крещения Руси провели в Москве именно 1 августа ст. ст.! Как же мне, помню, было обидно!..
Священноначалие планомерно приучало клириков и мирян, что евонные распоряжения никогда не нужно спешить ввполнять - авось, рассосётся.

Reply

ustavschik July 26 2020, 21:45:51 UTC
И в той книжице написано чёрным по белому
Знаю, отче, всё знаю.
Мы с о. Иоанном Нефёдовым предприняли в своё время весьма существенные усилия, чтобы службу Крещения Руси вернуть из забытья. Однако к тому времени уже было решение Архиерейского Собора 2008 года, и единственным способом вытащить её "из-под спуда" было присоединить её к службе равноапостольному Владимиру. Но хоть так!

тихо-тихо отовсюду исчезло упоминание
Не отовсюду!
Мы-то помним!

Reply

psalomshchik July 26 2020, 22:55:14 UTC
> Мы-то помним!
Ага. И воду святим, держа что-то там в кармане - то ли "просвещения ради людскаго", то ли "освящения ради зелий же и прочих маков". Впрочем, водосвятие в праздник Богоявления я люблю ещё больше.

- А вода крещенская есть у вас?
- Да, есть.
- А богоявленская?
- Э-э-э... ну да...
- Хорошо, дайте, той и другой. Только мне без газа.

Reply


Leave a comment

Up