В свете происходящих вокруг нас событий уже несколько собратьев-пресвитеров задавали один и тот же вопрос, над которым и я сам уже давно задумывался: как служить Литургию пресвитеру, если он в храме один? Нет пономаря, нет чтеца, нет певчих, нет храмовых сотрудников, нет прихожан. Да, люди знающие могут сказать, что такое служение прямо запрещено «Учительным известием», но, боюсь, по нынешним временам к этой норме нашего Служебника будет применена госпожа наша матушка Икономия.
Итак, в храме ровно один человек - сам священник. Понятно, что в этом случае ектении теряют смысл - прошения «…помолимся» обращать не к кому, и отвечать на них некому. Но что делать с остальными частями Литургии?
Нижеследующее - только лишь мысли человека, имеющего некоторое представление о нашем богослужении и некоторый практический опыт как священнословной, так и бессвященнословной службы (по обоим узусам славяно-византийского обряда - и старому, и новому). Но, возможно, эти мысли окажутся небесполезны моим собратьям, некоторые из которых либо уже оказались, либо весьма скоро окажутся в ситуации, когда Литургию (дело, по определению, «публичное») придётся совершать частным (privata, как сказали бы братья-латиняне) образом.
Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста,
совершаемая пресвитером наединеЕсли пресвитер считает нужным, он читает часы сам до входных молитв и вхождения в алтарь. Если же пресвитер не читает сам часов, то он читает входные молитвы сразу по входе в храм, до вхождения в алтарь. Входные молитвы читаются обычным порядком.
После входа в алтарь и лобызания Престола пресвитер зажигает светильники алтаря и готовит вещество для проскомидии - просфоры, вино и воду, а также уголь и ладан для последующего каждения.
Замечание: Необходимый минимум для совершения Литургии - одна просфора, из которой изымается Агнец. Славянская традиция предполагает служение на пяти (или семи) просфорах и поминовение в течение проскомидии Церкви небесной и Церкви земной, однако нам не дано предугадать, до какой степени дойдёт наша нужда…
Облачение совершается обычным порядком.
Проскомидия совершается обычным порядком, только молитва Боже, Боже наш… читается без предваряющей аккламации. Совершается каждение Святых Даров, алтаря и храма.
Царю Небесный… Слава в вышних… Господи, устне мои…
Открываются Царские врата и не затворяются до отпуста Литургии.
Все молитвы пресвитер читает вслух обычным голосом, не делая специальных интонационных повышений для возгласов - молитвы читаются как единый текст.
Начальный возглас: Благословенно Царство… с начертанием Евангелием образа Креста над антиминсом.
Замечание: Термин «возглас» используется лишь как устоявшееся обозначение, голосовой разницы между чтением молитвы и возглашением доксологии нет.
Читается или поётся 1-й антифон (псалом 91-й).
Молитва 1-го антифона: Господи, Боже наш, Егоже держава… и её возглас: Яко подобает Тебе…
Читается или поётся 2-й антифон (псалом 92-й).
Молитва 2-го антифона: Господи, Боже наш, спаси люди… и её возглас: Яко Твоя держава…
Читается или поётся 3-й антифон (псалом 94-й).
Молитва 3-го антифона: Иже общия сия… и её возглас: Яко благ и Человеколюбец…
Замечание: Хотя в современной практике византийского обряда три начальных антифона фиксированы (кроме некоторых праздников - у славян их количественно меньше, у греков больше), но можно вспомнить, что когда-то три антифона были изменяемой частью Литургии, и подбирались сообразно празднику.
Молитва входа Владыко Господи Боже наш… либо опускается вовсе, либо читается при входе в храм, до начала облачения и проскомидии.
Читаются или поются тропари и кондаки дня.
Молитва Трисвятого пения: Боже Святый… и возглас: Яко Свят еси…
Читается или поётся Трисвятое.
Пресвитер не восходит на горнее место, но перед Престолом возглашает прокимен: Премудрость, прокимен, псалом Давидов…
Чтение Апостола.
Там же перед Престолом пресвитер возглашает Аллилуиа.
Во время пения аллилуиария может совершаться каждение.
Молитва: Возсияй в сердцах наших… [и молитва: Господи Боже наш, приклони сердца наша…]
Пресвитер с Престола читает Евангелие, после чего поставляет книгу на горнее место Престола.
Пресвитер развивает антиминс и подряд читает три молитвы: Благодарим Тя, Господи… и её возглас: Яко подобает Тебе… Паки и многажды… и её возглас: Яко да под державою… Никтоже достоин… и её возглас: Ты бо еси Приносяй…
При пении первой части Херувимской песни (до …отложим попечение) пресвитер совершает каждение алтаря и иконостаса.
Вернувшись в алтарь, пресвитер отлагает кадило, отходит к жертвеннику и при пении второй части Херувимской песни (от Яко да Царя…) переносит Святые Дары на Престол (солеёй или непосредственно в алтаре), по поставлении снимает покровцы и покрывает сосуды воздухом с чтением тропарей Благообразный Иосиф… и прочих.
При чтении последнего тропаря пресвитер кадит Святые Дары и вновь отлагает кадило.
Молитва: Господи Боже Вседержителю… и возглас: Щедротами Единородного…
Пресвитер совершает три поклона со стихом Возлюблю Тя, Господи… и лобызает священные сосуды [с чтением Трисвятого].
Пресвитер читает Символ веры и при чтении веет Святые Дары воздухом, после чего отлагает воздух и готовит теплоту.
Пресвитер читает подряд все молитвы Евхаристического канона, не разрывая связности текста:
Достойно и праведно Тя пети…
На словах Победную песнь… пресвитер творит звездицей образ Креста, как обычно, и отлагает звездицу.
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…
С сими и мы блаженными силами…
Приимите, ядите…
Подобне и Чашу…
Пийте от нея вси…
Поминающе убо…
Твоя от Твоих…
На последнем возгласе пресвитер возносит Святые Дары, как обычно.
Тебе поем, Тебе благословим…
По обычаю, совершаются три поклона с молитвой Боже, очисти… [и читается тропарь 3-го часа].
Еще приносим Ти… И сотвори убо Хлеб сей… А еже в Чаши сей… Преложив Духом…
Пресвитер поклоняется Пречистому Телу и Честной Крови Господним и продолжает: Якоже быти причащающимся…
Еще приносим Ти…
Возглас Изрядно о Пресвятей… с кадилом.
О святем Иоанне пророце…
И помяни всех усопших…
И упокой их…
Еще молим Тя…
Еще приносим Ти…
В первых помяни, Господи…
Помяни, Господи, град сей…
И даждь нам единеми усты…
Молитва Тебе предлагаем живот наш… и возглас: И сподоби нас, Владыко…
Пресвитер читает или поёт молитву Отче наш… с её возгласом Яко Твое есть…
Молитва Вонми, Господи Иисусе Христе…
Пресвитер совершает три поклона с молитвой Боже, очисти… и возносит Святой Агнец с возгласом Святая святым, после чего раздробляет Святой Агнец, как обычно, исполняет частицей ІС Святую Чашу и вливает в Святую Чашу теплоту, как обычно.
Пресвитер причащается частицей ХС с обычными молитвословиями и поклонами и причащается Святой Крови, как обычно, после чего читает молитву благодарения Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче… с её возгласом Яко Ты еси освящение наше… и обычные пасхальные молитвословия.
Пресвитер погружает в Святую Чашу частицы NI и КА и проскомидийные частицы, если они изымались, с обычной молитвой Отмый, Господи…
Пресвитер кадит Святые Дары и с обычным стихом Вознесися на небеса… переносит Святые Дары с Престола на жертвенник.
Пресвитер возвращается к Престолу, читает или поёт стихиры Видехом свет истинный… и Да исполнятся… после чего свивает антиминс и начертывает над ним Крест Евангелием.
Пресвитер перед Престолом читает молитвы Благословляяй благословящия… и Исполнение закона… возглашает Слава Тебе, Христе Боже… и творит отпуст сообразно дню, после чего затворяет Царские врата и отходит к жертвеннику потребить Святые Дары.