Отчасти навеяно
этой репликой в «Церковном Уставе».
В разговоре о новосоставленных богослужебных текстах очень часто в их адрес звучит упрек в трафаретности, шаблонности. Все так. И бывает, что новая служба совершенно без ущерба может быть простой подстановкой нового имени «превращена» в службу совершенно другому подвижнику (каюсь, разок сам подобное по нужде проделал). Примеры есть даже в абсолютно официальной Минее (служба преп. Варнаве Гефсиманскому, хотя бы).
Но при этом нельзя забывать и о том, что бывает и другое. При сканировании службы свщмч. Владимиру Амбарцумову в глаза бросилась одна из стихир (славник воззвахов вечерни). Подтекст такой: св. Владимир был казнен на Бутовском полигоне, настоятель храма на коем - его родной внук; бóльшая часть общины бутовского прихода - тоже потомки «тамо лежащих» страдальцев (и святых в том числе). Служба была составлена в Зачатьевском монастыре Москвы, где настоятельницей внучка св. Владимира. В результате появился потрясающий текст:
Слава, глас 4:
Приидите, чада Божия, / приидите, святых внуцы / в явление новаго священномученика. / Что обрящем в завете его; / что наследим от имения его; / не мягки ризы, но броню правды и меч глагола Божия, / и щит веры православныя. / Сия вся оружия и нам подаждь, / молим тя, отче Владимире, / с тобою снаследницы Христу явитися, // подающему тобою нам велию милость.
Как раз вчера на Литургии читалось зачало о потомках избивших пророки (Матф. 96). По сути, эта стихира - обращение к нам: что мы можем вынести из подвига новых мучеников. Что мы ждем: мягких риз или щита Православной веры. Кто мы: потомки избивших праведников, только украшающие их гробы и памятники, или действительно наследники их веры и верности. Их страданиями (дорогой, ох, дорогой ценой) была куплена свобода для нас. Воспользуемся ли ей?
Для меня в этом есть и нечто личное: в Бутове остался и мой зело дальний сродник, причем казнен он был там в один день со св. Владимиром (может быть, даже тела их оказались в одной братской могиле). Дай Бог не посрамить памяти святых…