Когда раскол застилает глаза

Sep 01, 2010 01:44

Отец Андрей Дудченко webpadre пишет:

Говоря о воссоединении РПЦЗ, в Украине часто пытаются провести параллель с неканоническими украинскими церковными группами. Однако, в контексте прошлого украинские раскольники в чем-то выглядят намного «православнее» своих зарубежных собратьев: они хотя бы ищут признания со стороны канонических православных Церквей ( ( Read more... )

каноническое право: общие вопросы, ереси расколы и обновленчество, Церковь: объединение РПЦ МП и РПЦЗ, Украина

Leave a comment

gasloff August 31 2010, 22:57:04 UTC
Грамота Местоблюстителя Константинопольского Патриаршего Престола митрополита Дорофея № 9084, которую вы упоминаете, как раз не давала функционировать в Константинополе ВЦУ РПЦЗ, а давала архиереем только осуществлять свои пастырские функции. Более того, даже в них ограничивала, например забрав из юрисдикции нашех архиереев вопросы брачного права.

А вот решение Архиерейского Собора Сербской ПЦ от 31 августа 1921 года как раз дозволяло создать в Сремски Карловцах (спасибо за поправку) именно полноценное ВЦУ и не ущемляло прав наших архиереев в т.ч. в брачных вопросах.

Т.е. конечно вопрос о переходе в юрисдикцию прямо не поднимался, но были созданы все условия к тому, останься архиереи и беженцы на территории Фанара, Константинополь бы чуть погодя все поглотил. Об этом писал например очевидец тех событий канонист Троицкий, которому нет причин не доверять. Во всяком случае мнение канониста мне представляется в этой ситуации более весомым.

Ну а о "фактической автокефалии" можете не говорить, так как в 1936 году были написаны слова:

I. Русская Православная Церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах. Имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего Престола Митрополита Петра всегда возносится за богослужением во всех заграничных церквах.

С них начиналось Временное положение.

Более того, если вас интересует вопрос в чьей юрисдикции находилось ВЦУ, почитайте Положение о Высшем Русском Церковном Управлении заграницей, принятое Русским Всезаграничным Церковным Собором 13/26 ноября 1921 г., там довольно четко сказано о Святейшем Патриархе Всероссийском. А Патриархи Вселенский и Сербский указаны только как "признавшие" Русский Заграничный Синод. Далее о своем нахождении в юрисдикции Всероссийского Патриарха Российский Заграничный Синод и Церковный Совет заявляют в протоколе от 17/30 июня 1922 г., когда обсуждают вопрос о своем роспуске, согласно указу 348(349) Святейшего Патриарха Тихона. Посмотрите на эту тему и Выписку из протокола №2 Архиерейского Собора от 5/18 октября 1924 г., где сказано: "сохранять полное подчинение и преданность Святейшему Патриарху, как законному главе Русской Церкви", хоть и отказано в исполнении указа 348(349), как имеющего "явные следы насильственного давления на совесть Свят Патриарха со стороны врагов Христовых".

Хотелось бы, чтобы вы привели конкретные документы, в которых архиереи заграничного ВЦУ в период с 1921 по 1934 года говорили, что они находятся в подчинении КПЦ или СПЦ, а не Всероссийскому Патриарху.

Reply

no_talkz September 1 2010, 17:38:00 UTC
Мы как-то забываем о том, как вообще и когда возникло понятие "юрисдикция". Если говорить честно, в соответствии с канонами, то русские архиереи должны были подчиняться Константинополю. То собрание, произошедшее в Сремских Карловцах, имеет очень малое отношение к канонам, но очень прямое к политической идеологии, что и определило, как и определяло в прошлом, весь путь РПЦ.

Reply


Leave a comment

Up