Aug 29, 2010 00:58
Вопрос возник во время сегодняшней всенощной.
Дано: согласно БУ на сегодня, "служба Образа Господня (Убруса) славословная, совершается вместе со службой попразднства Успения и воскресной службой Октоиха" (стр. 574).
В то же время, в Служебнике указано величание для утрени и чтение на утрени Евангелия. Это указание содержится и в Служебнике Патриарха Пимена (т. I, стр. 284), и в исправленном Служебнике Патриарха Алексия II (стр. 582). В "пименовском" служебнике указано, что служба правится полиелейная, в "алексиевском" без уточнений, только прокимен на утрени (не ниже полиелея).
Поскольку в этом году по указаниям календаря не проверить, полиелей или славословие указывается Образу (ибо Евангелие на утрени все равно воскресное), полезли в старые указания, и обнаружили следующую ретроспективу:
2007 г.: БУ -- "Служба Образа Господня (Убруса) славословная, совершается вместе со службой попразднства Успения", "издсоветовский" календарь -- Евангелие и величание на утрени и два чтения на Литургии, т.е. полиелей (стр. 75)
2008 г.: БУ -- то же самое, "издсоветовский" календарь -- Евангелие на утрени не указано, на Литургии два чтения, т.е. славословие, со сноской: "Если совершается бденная служба Перенесения Нерукотворенного Образа, то на утрене читается Евангелие от Луки, 48 зач. (от полу́). Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение»" (стр. 79)
2009 г.: и БУ, и "издсоветовский" календарь повторяют указания из календаря на 2008 г. (стр. 79)
В "дореформенных" календарях, т.е. календарях 90-х -- начала 2000 гг. служба Образа указывалась по разряду полиелея (каковой мы, в итоге, и служили у себя).
Вопрос: что происходит с уставом службы Нерукотворенного Образа и как это что соотносится со Служебником?
Предвижу, что мне дадут ссылку на Типикон (стр. 793 по "издсоветовскому" изданию 2002 г.), предписывающий именно славословие (старообрядческий календарь, к слову сказать, со сслыкой на "Око Церковное" назначает Образу безоговорочное бдение). Однако "дореформенный" календарь и (особенно) Служебник однозначно "повышают" знак, отражая, очевидно, традицию нашей Церкви. Это не единственная служба, которой Типикон назначает славословие, но которая в русской практике (зафиксированной, в том числе, в Служебнике) правится как полиелейная -- можно вспомнить мц. Параскеву Пятницу и Собор московских святителей. А вот Образ решили "вернуть" к типиконной норме. Почему?
книгоиздание и цензура,
богослужение: состав и особенности,
календарь,
богослужение: лекционарий