Подчиненное место канонического права в Церкви.

Dec 14, 2007 11:21

Выполняя обещание, данное gasloff’у, начинаю разбор темы о так называемой анафеме советской власти.

Один из многочисленных вопросов, которые были поставлены в той теме участниками обсуждения, можно сформулировать так: «Насколько общие понятия теории права применимы к каноническому праву?» Вопрос возник здесь

Протоиерей Иоанн Мейендорф писал: «…Многие западные полемисты указывали на такое положение дел как на существенную слабость восточного христианства, которое не сумело обеспечить себя независимым и последовательным каноническим правом и отдало себя на милость государственной власти. В таких суждениях, однако, как правило, принимается мнение о Церкви как о Божественном «учреждении», внутреннюю жизнь которого надлежит адекватно выразить в юридических терминах, допущение которое византийские христиане даже не рассматривали. Византийцам Церковь виделась, прежде всего, сакраментальным общением с Богом во Христе и Духе, и членство в Церкви - в целом Теле Христовом, не огранивалось для них земной ойкуменой, в котором обществом управляет право, но включало в себя сонм ангелов и святых, а также Божественную Главу Церкви (…)
Такой подход, между тем, не означал, что византийцы были безразличны к канонам или были юридически безграмотны (…) Но опять же эти юристы всегда понимали свою роль подчиненной более фундаментальной и Божественной сущности Церкви, выраженной в доктринальной и сакраментальной общности, соединяющей Небеса с землею. Эти юристы признавали, что нет никакого канонического законодательства на небесах и что их задача носит ограниченный характер» (Византийское богословие, Минск, 2007, с. 113-114)

Для западного человека право самодостаточно с одной стороны и является органичной частью его мировоззрения c другой. Причины такого положения дел следует искать в способе рецепции римского права на Западе и в особой роли КЦ в этом процессе.

Для Православия право не самодостаточно и подчинено другим более важным ценностям. Уже поэтому перенесение немецко-римских понятий (юридического лица, например) в каноническое право Православной Церкви не совсем, на мой взгляд, правильно. Кодификации канонического права в Православной Церкви тоже не стоит ожидать именно по указанной причине.

Западное пленение касается не только богословия, но и вполне практических и канонических вопросов.

каноническое право: общие вопросы, каноническое право: кодификация

Previous post Next post
Up