"Господи, спаси благочестивыя // и услыши ны"

Feb 16, 2024 12:39


Когда я пришёл в Церковь, этого бантика не было. Потом, с падением режима (кажется, ещё в 90-е годы) его снова прицепили - помню, как я, тогда регент, к «Трисвятому» Чайковского дописывал в начало эту строку.
Сейчас я диакон, и время от времени меня вновь и вновь раздражает то, что я делаю нечто, не понимая ЗАЧЕМ и О ЧЁМ это.
Отцы и братья, правду ли ( Read more... )

история Церкви, литургия и ее чинопоследования, историческая литургика и гимнография

Leave a comment

andrev February 17 2024, 04:56:50 UTC

"После каждения бывает потом возглашение царей и архиереев, ибо Христос, окончив домостроительство и вознесшись, поставил на служение благочестивых архиереев и верных царей." (Симеон Солунский, Премудрость нашего спасения, III О священной литургии, 66. Что знаменует святой алтарь, и что - священная трапеза // https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/3)

"«Господи, спаси благочестивыя» есть позднейшее дополнение и не встречается не только в древних литургиях, но и в славянских служебниках до XV-XVI века, и вообще эта часть установилась под сильным влиянием архиерейского чиновника и соборной службы в великой церкви и в кафедральных храмах. «Господи, спаси благочестивыя» есть как бы замена архиерейского благословения к народу, выражаемого словами: «призри с небесе, Боже». А относительно «и во веки веков» мы приведем выдержку из древнего устава соборной литургии в одном греческом евхологии - типике XII-XIII века - выдержку, которая бросает иной свет на построение этой части. «Нужно знать», говорится здесь: «что в праздники поем трисвятое, и, когда певцы дойдут до славы (при пении трисвятого), диакон подходит к священнику, держа орарь в правой руке, и говорит: благослови, владыко, славу (т. е. петь трисвятое на славу Отцу). Священник отвечает: «благословен Бог, славимый во Св. Троице», а диакон, обратившись к народу, показывает ему орарь, и тогда доместик (регент) начинает: Слава. При пении сего сходятся священники и диаконы к сопрестолию и, когда протодиакон скажет: «повели, владыко», а иереи: «благословен грядый», подходят к св. кафедре (горнему месту), а диакон, показывая на неё, произносит: «благослови, владыко, св. кафедру». Этот характерный отрывок рисует дело в следующем виде. Перед тем, как начать пение трисвятого на славу, т. е. в последний раз (четвертый), диакон выходил к царским дверям и движением ораря давал доместику знак начинать пение. Теперешнее: «и во веки веков», во время которого диакон известным образом поводит орарем, было вначале не что иное, как распоряжение, направленное к певцам. Весьма вероятно, он произносил при этом: «слава Отцу и…», откуда и выработался теперешний, возглас: «и во веки веков». Трисвятое пели впрочем не одни певцы, но и в алтаре служащие, когда служили соборне, и были на лицо исполнители." (профессор Александр Петрович Голубцов, Историческое объяснение обрядов Литургии // https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golubcov/istoricheskoe-ob-jasnenie-obrjadov-liturgii/)

Reply

psalomshchik February 17 2024, 07:40:30 UTC

Спаси Христос!

Reply

ieromonahambros February 20 2024, 19:38:26 UTC
У греков при архиерейском богослужении дьякон произносит «Господи спаси благочестивыя», «И услыши ны». И даже не один раз…
https://youtu.be/2ElXihnrp_U?si=SUalLBzm_MFxuAAE (31:38). Орарем ни на кого не указывает.

Reply


Leave a comment

Up