Отцы, кто может сказать? Почему повсеместно игнорируется уставное указание о непременном совершении Преждеосвященной литургии в предпразднство Благовещения, если оно попадает на один из постных дней Святой Четыредесятницы?
1-е «зри» к Марковой главе «О томже празднице, аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в
(
Read more... )
Практически не сомневаюсь в том, что в раздел, на который Вы ссылаетесь: "...Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в среду светлыя недели" - цитируемый текст о Преждеосвященной в навечерие Благовещения попал по недосмотру редакторов, не ожидавших в Светлую седмицу указания относительно постных дней. Далее - цитирую современные "Богослужебные указания" МП:
"Существует предположение, согласно которому вечерня праздника Благовещения при совпадении его предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров вне зависимости от дня седмицы. Данное мнение основывается, в первую очередь, на аналогии с богослужением Рождества Христова и Богоявления (вечерня которых соединяется с Литургией при выпадении сочельников на седмичные дни), а во-вторых, на указаниях старопечатных Уставов, в которых при описании богослужения вечерни Благовещения отсутствует рубрика: Аще же несть Преждеосвященных [Если придерживаться данного мнения, богослужение в предпразднство Благовещения следует совершать со следующими особенностями. Изобразительны после 9-го часа завершаются точно так же, как указано в основном тексте «Богослужебных указаний», за исключением молитвословий: «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й), которые переносятся на Литургию Преждеосвященных Даров. На вечерне в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров во время 103-го псалма иерей читает все светильничные молитвы (начиная с первой). Кафизмы нет (перенос Святых Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»). На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди - 5: самогласен стихир на стиховне, глас 8-й: «Богатаго немилостиваго подобия...» (дважды; см. в четверг 6-й седмицы поста вечером), и подобны с «Господи, воззвах», глас 4-й и глас 8-й (мученичен стиховных стихир Триоди: «Мученицы Господни...», опускается); и стихиры Благовещения, глас 6-й - 5 (первые две стихиры - дважды). «Слава, и ныне» - Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Ко Господу, внегда скорбети...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Господь да сохранит...», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») - 3 (1-я - Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 2-я - Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 3-я - Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»). По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) - сугубая ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. (Агнец для данной Литургии Преждеосвященных Даров заготовляется на Литургии свт. Василия Великого в Неделю 5-ю Великого поста.)].
В этой связи следует отметить, что традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в канун праздника Благовещения, совпавший с понедельником, вторником и четвергом первых шести седмиц Великого поста (кроме вторника и четверга 5-й седмицы) [Если Благовещение Пресвятой Богородицы случится в среду или пятницу 5-й седмицы поста, служба предпразднства Благовещения переносится с 24 марта на 23 марта, а накануне праздника на утрене поется Великий канон прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») и на вечерне совершается Литургия Преждеосвященных Даров.], не закрепилась в современной богослужебной практике. Авторитетные руководства по Богослужебному Уставу также не рассматривают предпразднство Благовещения в качестве дня, в который совершение Преждеосвященной Литургии обязательно [См., например: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597-598; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458.].
Reply
>> перенос Святых Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во
время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»
Интересно, как это практически осуществляется, если нет диакона, который отправится кадить "на воззвах", пока Дары переносит иерей?..
Reply
Reply
В этом случае иерей переносит Дары и делает всё остальное на трёх славах кафисмы. Времени более чем достаточно.
Reply
Leave a comment