Jan 08, 2022 19:02
1. Сегодня мы с епископом Павлом Беловодским обсуждали порядок пресвитерского благословения в присутствии епископа, стоящего в троне, а не служащего. Он говорит, что в Луганске пресвитеры в присутствии епископа вообще не осеняют рукой, когда благословляют даже диакона или чтеца. Но церковный устав говорит иначе. В «Настольной книге священно-церковно-служителя» изд. прот. С.В. Булгакова: «Перед возглашением "мир всем" (и т.п.) священник, лицом обратившись к архиерею, кланяется ему, а затем возглашает "мир всем" (и т.п.) лицом к народу, но не осеняет его рукой (так как это благословение рукой относилось бы и к архиерею, стоящему в числе "всех", а его священник не может благословлять рукой). Но говоря чтецу "мир ти" или диакону "мир ти благовествующему", священник благословляет рукой, потому что в этом случае благословение касается только этого лица - чтеца или диакона» [Булгаков 1913, I, 914]. Итак, при общем благословении, адресованном «всем» молящимся, предстоятель, поклонившись епископу, даёт благословение словесно, не осеняя рукой. Потому что в числе «всех» стоит и молящийся епископ. Когда же предстоятель дает адресное благословение конкретному лицу, то он осеняет его рукой (не делая поклон епископу), потому что осенение относится не ко всем, а к конкретному лицу.
2. Так же важно, что при совершении Евхаристии и других таинств священнодействующий само таинство благословляет все, касающееся служения и всех, кто соучаствует в служении. То есть и в данном случае широко распространенная практика, когда неслужащий епископ благословляет на литургии кадила и что то там еще или кого-то, скажем, на вход или на чтение, является аномалией. Тут логика простая: кто благословляет Хлеб и Чашу Евхаристии, тот же благословляет и все остальное. То есть тот, кто священнодействует. Именно такой порядок я наблюдал и в Иерусалиме, когда в храме Константина и Елены на литургии молился патриарха Феофил III. Он дал благословение только два раза - после того как клирики прочитали входные молитвы и перед входом в алтарь испросили прощение и благословение у него. И второе благословение было после заамвонной молитвы «Благословение Господа на вас».
богослужение: различные вопросы,
литургия и ее чинопоследования,
церковный этикет и поведение в храме