Припев к катавасии на Вход Пресвятой Богородицы

Dec 07, 2021 10:49

Приветствую!
В ноябрьской коричневой минее, на праздник Входа Пресвятой Богородицы к катавасии на 9 песни, указан припев первого канона 4 гл. Есть ли обьяснение такому нарушению естественного порядка, когда ирмосу предшествует припев соответствуюшего ему гласа? Почему, вдруг, к ирмосу 1 гл. поется припев 4 гл.? Так ли дела обстоят и в прочих

богослужение: состав и особенности, церковное пение

Leave a comment

kyrylec December 8 2021, 02:03:37 UTC
Простите, сразу не понял вопроса.
В минее 1610 г., например, не так. Там на 9й песни: 1й лик поет "Величай, душе моя" и "Таинство странно...", а 2й - "Ангели введение..." и "Яко одушевленну... ". 
И в "Анфологион" 1619 г. (Киев) 1й лик поет припев 2го канона и с ним катавасию, а 2й лик" Ангели вхождение"и" Яко одушевленному..."
https://lib-fond.ru/lib-rgb/mk-rgb/anfologion-kiev/#image-228
Т. е., действительно, в некоторых старопечатных книгах (во всех ли?) соблюдался принцип соответствия гласа припева и ирмоса, хотя в тексте глас к припеву и не указывался.
В современной редакции богослужебных книг такого соответствия нет (хотя по всем праздникам не проверял). Самый яркий пример-Преображение. Припев вообще один. 1й канон 4го гласа, 2й 8го и катавасия 8го (со старопечатными не сравнивал).

Reply

ext_3870428 December 8 2021, 10:32:05 UTC
Благодарю!

Reply

psalomshchik December 8 2021, 17:14:28 UTC
> действительно, в некоторых старопечатных книгах (во всех ли?) соблюдался принцип соответствия гласа припева и ирмоса, хотя в тексте глас к припеву и не указывался.

Глас указывается в начале канона и относится ко всем его частям - ирмосам, запевам и тропарям. Вы видели когда-нибудь, чтобы отдельно указывался глас ирмосов и глач тропарей? Ну, а почему же тогда ждать этого отдельно для припевов?

Reply

kyrylec December 8 2021, 17:22:55 UTC
Вы правы, конечно) Неудачно выразился. 
Хотя до данной темы ни разу не осознавал запевы как гласовые песнопения) 

Reply

psalomshchik December 8 2021, 17:52:44 UTC
А к слову, кроме седальнов/эксапостилариев, бывают вообще не-гласовые напевы для изменяемых богослужебных текстов?

Reply

ext_3870428 December 8 2021, 18:20:53 UTC
Седальны и эксапостиларии - гласовые. Правда, эксапостиларии у греков только 2-го и 3-го гласа.

Reply

psalomshchik December 8 2021, 18:22:29 UTC
В славянских книгах они - НЕ гласовые.

Reply

ext_3870428 December 8 2021, 19:12:08 UTC
Вы не правы, а октоихе всегда указывается глас седальна, а у болгар и сербов и он указан и в минеях. Для эксапостилария указывется обычно только подобен.

Reply

psalomshchik December 8 2021, 20:00:52 UTC
Пардон, а при чём тут седальны? Мы же не о них говорим.
Подобны для ексапостилариев указываются далеко не всегда (чтобы не скаазать: крайне редко. А в современных минеях - так и вовсе никогда. Возможно, это как раз и есть остатки именно гласовой принадлежности этих текстов, когда-то бывшей у греков, но не сохранившейся в славянских минеях.

Воскресные ексапостиларии из Октоиха - тоже вне гласовой системы: их не 8, а 11.

Reply

ext_3870428 December 8 2021, 21:44:56 UTC
< А к слову, кроме седальнов/эксапостилариев, бывают вообще не-гласовые напевы для изменяемых богослужебных текстов? >
Вы же сами спросили про седальны и эксапостиларии.
Многие славяне их всегда поют. Они и в старых и в современных певческмх книгах с византийской нотацией - "на ряду". И это не какие-то остатки гласовой принадлежности - это живая традиция.

Reply

psalomshchik December 8 2021, 21:46:39 UTC
Виноват, действительно это я описАлся. Я имел в виду, конечно же, светильны и ексапостиларии! Прошу прощения.

Reply

kyrylec December 8 2021, 18:47:09 UTC
Вот причастны, наверное, к  гласовой системе не относятся. Хотя чем они хуже прокимнов) 
Но не удивлюсь, если у греков все не так, как у нас) 
И величания с избранными псалмами. 

Reply

psalomshchik December 8 2021, 20:04:15 UTC
Причстны (киноники) - это продолжения текста: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь" - песнопения неизменяемого, а потому безгласового. Имхо, так.

"Милость мира" - пенсопение неизменяемое, потому безгласовое. "Иже херувимы" - песнопение изменяемое (мало кто об этом задумывается, но это так), и потому - гласовое, а именно 6-го гласа (см. старые нотные обиходы).

P. S. А величания с псаломскими припевами вообще русские придумали. Какие уж тут гласы... )))

Reply

ext_3870428 December 8 2021, 22:03:50 UTC
"Милость мира" - пенсопение неизменяемое, потому безгласовое."
здесь к примеру гл.8. А аообще "Милость мира" есть на все гласы
... )

Reply

psalomshchik December 8 2021, 23:23:33 UTC
> "Милость мира" есть на все гласы

Это только доказывет безгласие этого текста. :))) Гласовые - это те тексты, что на один из 8 гласов, а безгласовые - это те, что на все 8, да ещё на Бог знает сколько произвольных напевов.

Reply

ext_3870428 December 9 2021, 08:30:26 UTC
Ага, Ваша логика понятна. тогда, по Вашей же классификации исключите из гласовых песнопений Херувимскую. Она тоже есть на все гласы.
А вообше, есть такая традиция и у славян и у греков, у последних она до сих пор сильна -петь всю Литургию на настоящий глас.

Reply


Leave a comment

Up