Dec 07, 2021 10:49
Приветствую!
В ноябрьской коричневой минее, на праздник Входа Пресвятой Богородицы к катавасии на 9 песни, указан припев первого канона 4 гл. Есть ли обьяснение такому нарушению естественного порядка, когда ирмосу предшествует припев соответствуюшего ему гласа? Почему, вдруг, к ирмосу 1 гл. поется припев 4 гл.? Так ли дела обстоят и в прочих
богослужение: состав и особенности,
церковное пение
Leave a comment
В минее 1610 г., например, не так. Там на 9й песни: 1й лик поет "Величай, душе моя" и "Таинство странно...", а 2й - "Ангели введение..." и "Яко одушевленну... ".
И в "Анфологион" 1619 г. (Киев) 1й лик поет припев 2го канона и с ним катавасию, а 2й лик" Ангели вхождение"и" Яко одушевленному..."
https://lib-fond.ru/lib-rgb/mk-rgb/anfologion-kiev/#image-228
Т. е., действительно, в некоторых старопечатных книгах (во всех ли?) соблюдался принцип соответствия гласа припева и ирмоса, хотя в тексте глас к припеву и не указывался.
В современной редакции богослужебных книг такого соответствия нет (хотя по всем праздникам не проверял). Самый яркий пример-Преображение. Припев вообще один. 1й канон 4го гласа, 2й 8го и катавасия 8го (со старопечатными не сравнивал).
Reply
Reply
Глас указывается в начале канона и относится ко всем его частям - ирмосам, запевам и тропарям. Вы видели когда-нибудь, чтобы отдельно указывался глас ирмосов и глач тропарей? Ну, а почему же тогда ждать этого отдельно для припевов?
Reply
Хотя до данной темы ни разу не осознавал запевы как гласовые песнопения)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Подобны для ексапостилариев указываются далеко не всегда (чтобы не скаазать: крайне редко. А в современных минеях - так и вовсе никогда. Возможно, это как раз и есть остатки именно гласовой принадлежности этих текстов, когда-то бывшей у греков, но не сохранившейся в славянских минеях.
Воскресные ексапостиларии из Октоиха - тоже вне гласовой системы: их не 8, а 11.
Reply
Вы же сами спросили про седальны и эксапостиларии.
Многие славяне их всегда поют. Они и в старых и в современных певческмх книгах с византийской нотацией - "на ряду". И это не какие-то остатки гласовой принадлежности - это живая традиция.
Reply
Reply
Но не удивлюсь, если у греков все не так, как у нас)
И величания с избранными псалмами.
Reply
"Милость мира" - пенсопение неизменяемое, потому безгласовое. "Иже херувимы" - песнопение изменяемое (мало кто об этом задумывается, но это так), и потому - гласовое, а именно 6-го гласа (см. старые нотные обиходы).
P. S. А величания с псаломскими припевами вообще русские придумали. Какие уж тут гласы... )))
Reply
здесь к примеру гл.8. А аообще "Милость мира" есть на все гласы
( ... )
Reply
Это только доказывет безгласие этого текста. :))) Гласовые - это те тексты, что на один из 8 гласов, а безгласовые - это те, что на все 8, да ещё на Бог знает сколько произвольных напевов.
Reply
А вообше, есть такая традиция и у славян и у греков, у последних она до сих пор сильна -петь всю Литургию на настоящий глас.
Reply
Leave a comment