Несколько отвыкший от приходской жизни, я на этой первой седмице получаю впечатления по полной программе. Разное приходилось встречать. Ну, то, что Канон начинают читать не после обычного начала и 69-го псалма, а после Великого славословия, этого я ожидал. Поэтому вчера спокойно разыграл короткий диалог с настоятелем, наперёд зная ответ на первый вопрос: а почему так? Как я и думал, в ответ услыхал: «Чтобы побольше людей успело к концу повечерия на канон». Тогда я задал второй вопрос: «А что мешает назначить начало службы на полчаса позже и не коверкать устав?» После двухсекундной паузы мне ответили: «Я подумаю над этим». Ну, понятно, что сегодня было то же самое.
После Великого славословия хор начал петь ирмос. Открылась катапетасма. Открылись царские врата. Четверо священников в полном облачении в предхождении диакона со свещею царскими вратами вышли на середину храма, перекрестились-раскланялись и стали в каре. Каждый, начиная с настоятеля, прочёл по две песни, заключительную - настоятель, после чего вс процессия в преднесении свещи диаконом (который так и не произнёс ни слова, - получается, только ради свечи облачался и выходил?) проследовала царскими вратами в алтарь, после чего они были затворены.
...В монастыре, помню, митрополит один повадился читать у нас канон а первой седмице (в один из дней). Так в чём вошёл храм (это мантия называется, кажется?), в том и читал. Хотя в алтарь и из алтаря архиерея, конечно, впускали и выпускали царскими вратами. Когда священники менялись в один день, то выходили севернымидверьми, при закрытой катапетасме, второй - так же, через раскланивание сменялись, и первый уходил южными.
Насколько я понимаю, кроме вечерни, утрени и литургии, на остальных службах царские врата открываются исключительно ради выноса Евангелия - с преднесущим свещу диаконом.
Братья, поделитесь: как у кого это происходит? Стóит ли пытаться, потрясая сединами, вступать в холодную борьбу? Или смириться изо всех сил, и пусть оно себе так и колосится?