Крещенская вода для приготовления просфор.

May 12, 2020 17:58

Дорогие отцы, братья и сестры! Разрешите недоумение. Как-то намедни случился разговор с одним из просфорников, и мне он заявил, что есть такая традиция: в тесто для просфор добавлять крещенскую воду. На что я возразил, что этого делать никак нельзя, а добавлять нужно простою воду из крана, неосвященную. Так как ни в каком предварительном освящении ( Read more... )

приходская жизнь, святыни и освященные предметы, литургия и ее чинопоследования

Leave a comment

vz_z_z_hobbit May 12 2020, 15:42:02 UTC
Думаю, это из того же ряда действий, что при написании иконы краски агиасмой разводить (не знаю уж, жива ли такая практика сейчас, но читать про прошлые времена такое приходилось). Здесь, имхо, грань между здоровым, но просто излишним, и откровенно уже нездоровым - расплывчата.

Reply

ieromonahambros May 12 2020, 15:46:55 UTC
Думаете, здесь есть аналогия?.. Вряд ли... Чин освящения икон, который у нас, западного происхождения. В Византии (и сейчас у греков) не было специального освящения икон. Главное, соблюдение иконописного канона и надпись на иконе.

Reply

vz_z_z_hobbit May 12 2020, 16:01:06 UTC
Дык я ж не про чин, а про то, что в голове. В топике ведь речь не о чине, а о неписанной практике, если я понял. Ну, т.е., начинается все, видимо, со стремления (предположу) вроде бы и церковное, но совершенно какое-то механическое дело (мешание теста, разведение красок и т.п.), хм, одухотворить как-то более явным образом. Ну, и вот.

Reply

ustavschik May 12 2020, 16:46:21 UTC
Чин освящения икон, который у нас, западного происхождения
Не западного, а южнорусского. Творение иже во святых отца нашего Петра, митрополита Киевского, нарицаемого Могилой.

В Византии (и сейчас у греков) не было специального освящения икон
А куда же он делся? :)
В средневековой Византии -- да, долго не было, но века примерно с 14-го появляется в рукописях. А у современных греков чин освящения иконы не просто есть (и включен в печатный Великий Евхологий), а ещё и сопровождается предписанием помазывать икону св. миром (а не кропить св. водой, как у нас).
Другой вопрос, что он не сильно распространён в практике (а некоторые богословы считают, что освящение иконы нарушает определение VII Вселенского Собора, ну так и у нас есть такое мнение), но сам по себе есть и находится в официальных богослужебных книгах.

Reply

ieromonahambros May 12 2020, 16:48:50 UTC
Спасибо за информацию.

Reply

eugenej May 12 2020, 18:20:41 UTC
У коптов, к слову сказать, издревле, всегда и до сих пор иконы освящаются мvропомазанием.

Reply

ustavschik May 12 2020, 21:51:14 UTC
И у армян.
Это, кстати, одна из версий, откуда миропомазание икон могло попасть в позднюю Византию -- из традиций, когда-то оторванных от общего течения жизни Вселенской Церкви, но не прервавшихся и сохранившихся на окраинах греческой экумены -- на Кавказе или в Африке.

Reply

ieromonahambros May 13 2020, 07:02:10 UTC
Отче, а может это всё-таки не сама икона освящается, а благословляется т.о. её почитание? Действие? Я исхожу из принципа, что больший благословляет меньшего, а не наоборот. Как может священник благословить образ Христа? Это тоже самое, что самого Христа благословить.

Reply

ustavschik May 13 2020, 11:10:32 UTC
Как может священник благословить образ Христа?
Молитвой. Призыванием Имени Божия.
"Молимся Ти, Царю наш, ниспошли благодать Святаго Твоего Духа и Ангела Твоего на икону сию святую" (перевод В. В. Лепахина из афинского Великого Евхология).

Это тоже самое, что самого Христа благословить
Иконоборцы Вам аплодируют.

Reply

ieromonahambros May 13 2020, 11:43:11 UTC
У Христа и у образа Христа - одна ипостась. Поэтому кому аплодируют иконоборцы - большой вопрос. У нас в монастыре при освящении иконы молитва читается, но рукой образ не знаменуется.

Reply

ustavschik May 13 2020, 13:38:53 UTC
У Христа и у образа Христа - одна ипостась
А это уже уклонение от правоверия, скажу мягко. Ипостась едина у Божества Христова и плоти Его, а не у Христа и дерева с красками. "Итак… сама ипостась Бога Слова соделалась ипостасью для плоти, и прежде бывшая простою, ипостась Слова соделалась сложною - именно сложенною из двух совершенных естеств - Божества и человечества" (ТИПВ). "Изображение не во всех отношениях подобно первообразу, ибо иное есть изображение и другое - то, что изображается, и, во всяком случае, между ними замечается различие, так как это не есть иное и иное не есть то. < … > Изображение человека, хотя и выражает форму его тела, однако не заключает в себе душевных его сил, ибо оно не живет, не размышляет, не издает звука, не чувствует, не приводит в движение членов" (3-е защитительное слово). Сын есть икона Отца, но Ипостаси их отнюдь не одинаковы.

молитва читается, но рукой образ не знаменуетсяТак это в чине и не указывается. Вы сейчас о чём ( ... )

Reply

ieromonahambros May 13 2020, 14:04:58 UTC
У Христа и дерева с красками (иконы Христовой) разные природы, но ипостась одна - Христос. Указывая на Христа, мы говорим: «это Христос»; и указывая на икону Христа, мы говорим: «это Христос».

Я понял ваше мнение, отче. Имеется в виду по поводу освящения. Мне лично ближе каноническая иконопись + подпись на иконе, например, «Иисус Христос», и без всяких молитв и освящений.

Reply


Leave a comment

Up